Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное. Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного социального лифта, обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем, в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному, где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных страт. В европейском обществе распространен был брак бедного, но титулованного партнера с богатым но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, чего им недоставало. В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, пограничное состояние субъекта. Маргинал при переходе из одной социальной группы в другую долго сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные); испытывает большое психологическое напряжение. Люмпен, пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества – способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.
|
П.А. Сорокин.
21. Какие два типа и два вида мобильности называет автор? Как в тексте объясняется положение об ассиметрии между восхождением и нисхождением?Назовите три характеристики, которые по мнению автора, свойственны поведению маргинала при его переходе в промежуточную среду.
22. Опираясь на знания обществоведческого курса, дайте определения понятию «социальная мобильность». Что в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному, становится решающим фактором экономического и социального развития?Какой способ социальной мобильности был распространен в европейском обществе?
23. Какие каналы социальной мобильности названы в тексте? Укажите любые три. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт приведите три примера использования каналов социальной мобильности.
|
24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите объяснения высказанной в тексте мысли о том, что маргинализация и люмпенизация общества может привести к его дестабилизации.
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «малая группа».;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы;
- одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп;
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления воздействия малой группы на человека.
27. По состоянию на 2003 год не все субъекты РФ участвовали в ЕГЭ – лишь 47 субъектов из 89. Тогда неудачные результаты сдачи ЕГЭ не влияли на получение выпускником аттестата о среднем образовании. Исходя из этого, подтвердите, что первоначально ЕГЭ носил характер социального эксперимента. Назовите две особенности социального эксперимента. Объясните, почему все социальные эксперименты требуют повышенной техники безопасности.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный статус». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
|
При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
29.1. Социология, социальная психология. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)
29.2. Социология, социальная психология. « В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». (JI. Н. Толстой).