Проверочные тесты по теме:«Социальная структура общества»




Вариант 4

Часть 1

 

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Вставьте пропущенное слово.

 

Социальная психология Наука о закономерностях поведения и деятельности людей в социальных группах.
…………………….. Наука о закономерностях воспроизводства населения

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Структура; стратификация; элемент; социальная статика; социальное неравенство.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «методы социологического исследования».

1) интервью 2) анкетирование 3) наблюдение

4) алгоритмизация 5) контент-анализ 6) программирование

Найдите два термина, «выпадающих» из этого ряда иотносящихся к другому понятию и запишите цифры, под которыми они указаны

4. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный статус всегда определяется способностями и заслугами человека.

2) Социальный статус отражает положение индивида в социальной группе.

3) Личный социальный статус определяется самооценкой человека.

4) Один человек может иметь несколько социальных статусов.

5) Социальный статус всегда связан с определённым набором прав и обязанностей.

5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) люмпены Б) маргиналы В) клоузула Г) аномия Д) делегитимация

ПОНЯТИЯ

1) введение социальных перегородок, ограничивающих восходящую социальную мобильность

2) это утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентаций, состояние общества, в котором происходят разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавшей традиционный общественный порядок, по причине ее несоответствия новым сформулированным и принятым государством идеалам.

3) деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью

4) размывание исходных ценностей и норм в обществе.

5) человек, находящийся на границеразличных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

А Б В Г Д
         

6. Выберите верные суждения о видах социальных групп и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) Взаимодействие членов первичной группы носит непосредственный,

межличностный характер.

2) Реальную социальную группу учёные выделяют для целей статистического

учёта населения и решения крупных социально-экономических проблем.

3) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены.

4) Члены реальной группы чётко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

5) Малой группой называется немногочисленная общность людей,

объединённых совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении.

7. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) Статусные символы определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать.

2) Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых индивидом.

3) Предписанный статус приобретается в результате свободного выбора индивида.

4) Статусный диапазон определяет рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

5) Социальные статусы определяют содержание и характер социальных отношений.

8. Установите соответствие между определениями и понятиями. В каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

А) социальная психология Б) политология В) экономика

Г) этнография Д) демография

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) наука о народах

2) наука о закономерностях воспроизводства населения

3) наука о закономерностях поведения и деятельности людей в социальных группах.

4) наука, изучающая способы рационального использования материальных благ

5) наука о политике

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

А Б В Г Д
         

9. Студент Н. создал музыкальную группу «Индиго»: он договорился с двумя солистами и тремя музыкантами, записал с ними концертную программу и стал выступать на молодежных встречах, вечеринках и т.п.. Выберите в приведённом ниже списке суждения, которые верно характеризуют данную группу, и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) По численности «Индиго» является малой группой.

2) Музыкальная группа является неформальной по своему характеру.

3) Группа может быть отнесена к категории квазигрупп.

4) Эта группа является референтной для многих молодых исполнителей.

5) Это профессиональная группа.

10. Выберите верные суждения о вертикальной восходящей со­циальной мобильности и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) Переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы иллюстрирует вертикаль­ную восходящую мобильность.

2) Переезд человека из одного города в другой.

3) Анна, ранее работавшая продавцом, стала работать касси­ром.

4) Встране N произошёл отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания.

5) Увеличилось количество людей, работающих в нескольких местах.

6) Алексей сделал стремительную карьеру благодаря службе в армии.

11. По мнению английского писателя, драматурга, журналиста, автора работ по проблемам бизнеса, менеджмента и политоло­гии С. Паркинсона, «успешную карьеру можно начать с ком­петентной сдачи экзаменов, продолжить с помощью компе­тентного подхалимства и увенчать компетентным выбором выгодной невесты». Выберите верные суждения о каналах вертикальной восходящей со­циальной мобильности и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) семья и брак 2) армия 3) образование 4) бизнес 5) профессия 6) церковь

12. Социологи страны Н. проанализировали социально-экономическую структуру населения. Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе получен­ной в ходе опроса информации, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Больше половины жителей страны Н. составляют бедняки.

2) Элита в стране Н. получает пятую часть совокупного дохода.

3) Средний класс в стране Н. составляет две трети населения.

4) Массовая элита в стране Н. получает около десятой части совокупного дохода.

5) Представители псевдоэлиты и массовой элиты примерно равны по доходам.

13. Выберите верные суждения о социальной мобильности и за­пишитецифры, под которыми они указаны.

1) Социальная мобильность может быть связана с изменением социального статуса.

2) Горизонтальной мобильностью называют перемещение ин­дивидов и социальных групп без изменения их социального статуса.

3) К горизонтальному виду мобильности относится изменение человеком места жительства.

4) Горизонтальную мобильность характеризует повышение по службе.

5) Горизонтальную мобильность характеризует получение вто­рой рабочей специальности.

14. Установите соответствие между социальными общностями и их критериями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

А)спортсмены Б) мормоны В) ингуши Г) провинциалы Д) подростки Е) фанаты

КРИТЕРИИ

1) территориальные 2) профессиональные 3) религиозные

4) этнические 5) референтные6) демографические

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

А Б В Г Д Е
           

15. Выберите верные суждения о применении социальных санкций и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) Куприной Анне Васильевне присвоили звание «Заслуженный учитель РФ» — это иллюстрирует применение формальной позитивной санкции.

2) Коллеги похвалили Сапрунову Эллу Владимировну за отлично выполненную работу — это пример применений формальной позитивной санкции.

3) Молодой инженер Геннадий Волков получил премию за своё изобретение, в отношении него была применена формальная позитивная санкция.

4) Выступление учеников 10-го класса на празднике, посвящённом Дню матери, вызвало аплодисменты — это пример неформальных позитивных санкций. |

5) Ученик 11-го класса Бодряков Сергей стал победителем городского конкурса одаренных детей, ему было присвоено звание «Ученик года», он был награждён почётной грамотой и именной стипендией — это пример неформальной позитивной санкции.

16. Выберите верные суждения о социальной структуре общества и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) Основаниями выделения структурных частей общества могут быть естественные факторы - пол, возраст, националь­ность, раса.

2) Социальная структура может отличаться динамизмом, а мо­жет оставаться стабильной.

3) Для современного общества характерна сословная структура.

4) Основа социальной структуры общества — естественное равенство между людьми.

5) Вертикальный срез социальной структуры общества обозначается термином «социальная стратификация».

17. Выберите верные суждения о социальной роли и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль – модель поведения, ориентированная на определенный статус.

2) Все социальные роли обусловлены социальным неравенством.

3) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности.

4) Исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску.

5) Все социальные роли строго формализованы.

18. Установите соответствие между типами социальных общностей и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) пассажиропоток Московского метрополитена в часы «пик»

Б) зрители театральной премьеры

В) пенсионеры, сидящие в очереди на прием к терапевту в муниципальной поликлинике

Г) однокурсники на консультации перед сдачей экзамена

Д) спортивная команда на финальном матче

ТИПЫСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

1)социальный круг 2) социальная организация 3) аудитория

4) толпа 5) социальная группа

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

А Б В Г Д Е
           

 

19. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) В индустриальном обществе возможности восходящей социальной мобильности незначительны.

2) Вертикальная социальная мобильность осуществляется при помощи социальных лифтов.

3) В период экономического подъема господствует восходящая социальная мобильность.

4) В постиндустриальном обществе сложилась жесткая непроходимая социальная структура.

5) Социальные лифты обеспечивают горизонтальную мобильность.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которым необходимо вставить на место пропусков.

«………..(А) называется положение, которое человек (или со­циальная группа) занимает в ……………..(Б). Каждый человек явля­ется членом различных ………….(В) и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется ……………….(Г). Тот статус, который сам человек или окру­жающие его считают основным, называется ……………..(Д). Это, как правило, профессиональный или семейный статус, или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов. Статусы подраз­деляются на ……………..(Е) (получаемые в силу рождения) и ……………..(Ж), которые приобретаются целенаправленно. Чем свободнее об­щество, тем менее важными в нём становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово мо­жет быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слон в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропуском

Список терминов:

1) общество 2) статусный набор 3) социальная роль 4) социальный статус

5) предписанный 6) социальная группа 7) главный статус 8) достигаемый

9) социальная мобильность.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

 

А Б В Г Д Е
           

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: