Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Кто такие маргиналы, и какова их роль в обществе?




Кто такие маргиналы, и какова их роль в обществе? Изначально для обозначения записей на полях употреблялся термин "маргинальный". Впервые этот термин употребил американский социолог и один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк в 1928 году. У Парка маргинальность означала положение индивидов, которые находились на границе двух конфликтующих между собой культур. Таким образом, сначала главной проблемой маргинальности был культурный конфликт. Но в 1940-1960-е годы концепция маргинальности стала активно разрабатываться в американской социологии и перестала ограничиваться культурными и расовыми гибридами.

Маргинальность - это состояние в процессе перемещения индивида или группы, а также характеристика социальных групп, которые находятся в промежуточном положении социальной структуры. К маргинальности также относится разрыв социальных связей между обществом и индивидом. По мнению социологов, причиной возникновения социальных маргиналов является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. При этом из-за неуправляемого перемещения большой массы людей разрушается устойчивость прежней социальной структуры. В связи с этим наблюдается девальвация традиционных норм и ухудшение материального уровня жизни. Таким образом, маргиналами в обществе считаются люди, избегающие или отрицающие общественные устои. Современные маргиналы - это личности, социальные слои или группы, которые находятся за рамками характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.

Существует множество групп маргиналов в обществе, вот некоторые из них: этномаргиналы: национальные меньшинства; социомаргиналы: группы людей в процессе незаконченного социального перемещения; политические маргиналы: таких людей не устраивают легитимные правила и легальные возможности общественно-политической борьбы; биомаргиналы: их здоровье перестаёт быть предметом заботы общества; возрастные маргиналы: формируются при разрыве связей между поколениями; В настоящее время маргинализация не является прогрессирующим процессом, но ей стоит уделять своё внимание, чтобы быть в курсе событий общественной жизни.
Общество маргиналов, как правило, является для любого государства большой проблемой, так как они не выполняют никаких полезных действий в новом формате взаимоотношений. Кроме того такие личности опасны тем, что они сплачиваются и начинают предпринимать разнообразные протесты против нынешней системы. Маргиналы часто создают свои идеологии: фашизм, коммунизм, анархизм и т.п. Кто такой маргинал на самом деле? Обычный бунтарь или жертва обстоятельств? В сущности, трудно сказать однозначно, ведь путь каждого человека, который стал маргиналом, имеет свои особенности. По видимому, сначала человек просто оказывается в неблагоприятных условиях для ведения нормальной жизни, а уж позже такое положение вещей выливается в определенный конфликт с обществом и самим собой.

(А. Радунин)

 

21. Какое значение термина «маргинальность» приводит автор? Какую причину маргинальности он называет? Что означал этот термин у американского социолога Роберта Эзры Парка?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, дайте определения понятию «социальная группа». Как влияет маргинальность на общество в целом? В чем видит автор причины возникновения маргинальности?

23. Назовите наиболее распространенные в обществе группы маргиналов и проиллюстрируйте их примерами.

24. Как вы считаете, маргинал – это обычный бунтарь или жертва обстоятельств? Приведите три аргумента в поддержку своего мнения.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность».;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности;

- одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи между социальной мобильностью и типом общества;

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три метода социологического исследования.

27. Многим из вас с детства известна сказка Ганса Христиана Ан­дерсена о голом короле. Герои этой сказки подчинялись об­щему мнению и грешили против истины, расхваливая то, чего в реальности не существовало. Боязнь быть «не как все», по­лучить наказание за несогласие с общим мнением существует не только в сказке, но и в реальной жизни. Индивид подчи­няется влиянию группы из-за желания остаться её членом. Но это лишь внешнее согласие с группой, внутренняя позиция человека может быть противоположной. Соглашаясь с мнени­ем большинства, он не создаёт проблем в общении, получает поддержку и одобрение группы. С желанием заслужить одоб­рение или избежать порицания и быть принятым в своей груп­пе связано подчинение навязываемому группой мнению.Как называется социально-психологическое явление, о кото­ром говорится в сказке Андерсена? Назовите две его характе­ристики, указанные в тексте задания. Укажите положитель­ную и отрицательную роль данного поведения для самого человека и развития отношений между людьми.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Социальные общности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1. Социология. « Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с положением худшим». (Бенджамин Франклин)

29.2. Социология. « Важно не звание человека, а его дело». (Плиний Младший).

29.3. Социология. « Кто стремится занять почетное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу; а вот кто замышляет быть единственной фигурой среди пешек, тот позор для своего времени». (Фрэнсис Бэкон).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: