Проверочные тесты по теме: «Социальная структура общества».




Проверочные тесты по теме: «Социальная структура общества».

Вариант 1.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Вставьте пропущенное слово.

 

Социальный статус
Предписанный ………………………

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).

Толпа, аудитория, квазигруппа, социальный круг

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) поощрение 2) наказание 3) социальная мобильность

4) социальная норма 5) социальная санкция 6) социальная стратификация

Найдите два термина, «выпадающих» из этого ряда и относящихся к другому понятию и запишите цифры, под которыми они указаны

4. Найдите в приведенном списке примеры горизонтальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданин Н., будучи квалифицированным программистом в НИИ, перешёл на работу в школу в качестве учителя информатики.

2) В Древних Афинах после принятия законов Солона и Клисфена граждане были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице.

3) Гражданин Н. государства Л. поменял своё гражданство на гражданство государства К.

4) Директора обувной фабрики «Р.» уволили с занимаемой должности

5) Ольга, выйдя замуж, переехала жить в семью мужа, оставив родительскую семью

6) После долгих и мучительных раздумий гражданин РФ Петр Сидорович Иванов решил сменить имя, фамилию и отчество. Теперь по паспорту он – Иван Петрович Сидоров

5. Установите соответствие между социальной общностью и критерием её выделения; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ КРИТЕРИЙ

А) тверичи 1) этносоциальный

Б) мужчины 2) демографический

В) русские 3) территориальный

Г) немцы

Д) сельчане

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

 

 

А Б В Г Д
         

6. Аналитик коммерческого банка А. уехал и Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве получать примерно такую же зарплату. Выберите приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запи­шите цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция

4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная

7. В приведенном ниже списке перечислены социальные группы. Найдите социальные группы, которые классифицируются в зависимости от количества участников и запи­шите цифры, под которыми они указаны.

1) малая 2) большая 3) формальная

4) референтная 5) неформальной 6) средняя

8. Установите соответствие между формами социальной мобильности и примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) Присвоение офицеру очередного звания

Б) Переход учителя в школу, расположенную ближе к дому

В) Переезд военнослужащего с семьёй на новое место жительство

Г) Отправка специалиста по менеджменту на стажировку в зарубежную фирму

Д) Назначение клерка на должность начальника отдела

Е) Переход директора сельской школу на должность завуча городского лицея

ФОРМЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1) вертикальная 2) горизонтальная

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

 

А Б В Г Д Е
           

9. Что в приведенном ниже списке является примерами вертикальной социальной мо­бильности? Выберите правильные ответы и запишитецифры, под которыми они указаны.

1) переезд на новое место жительства

2) получение рабочим водительских прав

3) получение титула баронета мелкопоместным дворянином

4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

5) назначение ведущего инженера директором предприятия

6) понижение военнослужащего в звании за совершение дисциплинарного проступка

10. Ниже перечислены методы исследования. Найдите методы, характерные только для социологии запишитецифры, под которыми они указаны.

1) интервью 2) эксперимент 3) анкетирование

4) выдвижение гипотезы 5) наблюдение 6) контент-анализ

11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и престиж профессии.

2) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.

3) Объем власти как критерий социальной стратификации определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи в определенный период.

4) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов.

5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.

12. Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходи­мо, чтобы все люди

соблюдали социальные нормы.Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.

 

 


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе получен­ной в ходе опроса информации, и запишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм, граждане чувствуют себя комфортно.

2) Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.

3) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.

4) Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает ста­бильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.

5) Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.

13. Продюсер В. создал музыкальную группу: при­гласил трёх солисток и нескольких музыкантов, запи­сал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) малая группа 2) неформальная группа 3) большая группа

4) референтная группа 5) профессиональная группа 6) формальная группа

14. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

А) толпа Б) социальный круг В) аудитория

Г) социальная группа Д) социальная организация

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) совокупность людей, объединённых взаимодействием с коммуникатором

2) совокупность людей, объединённых на основе совместной деятельности, общих целей, имеющая сложившуюся систему ценностей, благодаря которым формируется чувство солидарности.

3) совокупность людей, объединённых для достижения фиксированной цели, реализация которой требует совместных скоординированных действий.

4) собрание людей, объединённых в замкнутом пространстве общностью интересов

5) общности, созданные для обмена информацией между участниками, в которых формируется общественное мнение.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

 

А Б В Г Д
         

 

15. Актёр театра Т., не добившийся особых успехов на театральных подмостках, решил заняться бизнесом. Какие из приведённых ниже ситуаций могут свидетельствовать о том, что Т. преуспел на новом поприще и его социальная мобильность имела вертикальный характер? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданин Т. приобрёл квартиру в престижном районе своего города

2) часть отпуска гражданин Т. проводит на даче у тёщи и тестя

3) гражданин Т. купил жене на 8 Марта три ромашки

4) гражданин Т. оказывает благотворительную помощь детскому дому

5) по воскресеньям гражданин Т. принимает у себя друзей

6) гражданин Т. женился, а затем у него родился сын

16. Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молодёжь 2) россияне 3) трудящиеся

4) украинцы 5) парижане 6) русские

17. Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкциии запишите цифры, под которыми они указаны.

1) правительственная премия 2) спонсорский грант 3) похвала

4) аплодисменты 5) дружеское рукопожатие 6) выговор

18. Установите соответствие между социальными общностями и их критериями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

А) буддисты Б) иудеи В) инженеры Г) горожане Д) сельчане Е) учителя

КРИТЕРИИ

1) территориальные 2) профессиональные 3) религиозные

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

А Б В Г Д Е
           

19. Найдите в приведенном ниже списке отличияправовых норм от других видов социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) исполняются всеми гражданами 2) являются воплощением идеала справедливости

3) охраняются силой государства 4) поддерживаются общественным мнением

5) имеют формальный характер 6) поддерживаются только общественным мнением

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен рядслов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Теоретические концепции — основа для …………. (А) исследований. В исследованиях социология использует качественные и ……….. (Б) методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы. Как ………. (В) наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

С социологией также тесно связаны такие науки, как психология,……….(Г), культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины. Социология как наука использует ряд методов: ……… (Д) — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий; эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора; ………..(Е) — сбор количественных данных на основе представленной анкеты; интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента; анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слов (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

1) политология 2) фундаментальная 3) наблюдение 4) эмпирические

5) исследование 6) химия 7) количественные 8) физика 9) анкетирование

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждой буквой цифру, соответствующую выбранному вами слову.

 

А Б В Г Д Е
           

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) <...> из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном итом же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистской религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении при этом своего профессионального статуса, - примеры горизонтальной социальной мобильности Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт.

(П. Сорокин.)

21. Какое определение социальной мобильности даёт П. Сорокин? Мобильность каких двух социальных субъектов анализи­руется в тексте?В каких формах, по мысли автора, существуют восходя­щие течения социальной мобильности?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, дайте определения понятию «социальная стратификация». Приведите авторские примеры горизонтальной мобильности. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера вертикальной мобильности.

23. Описывая ситуации социальной мобильности, П. Сорокин привёл такое сравнение: «В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту» Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мобильности, две её формы и направление социального перемещения, отражённые в приведённом сравнении.

24. С переходом общества в индустриальную фазу развития социальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите три причины это­го явления.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная роль».;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о взаимодействии социальной роли и социального статуса;

- одно предложение, содержащее информацию о видах социальных ролей старшеклассника.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три канала социальной мобильности.

27. Театральная актриса эмигрировала в другую страну. Там она не смогла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь ее заметил известный режиссер и пригласил на главную роль в своем новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведенные факты? Какие два вида этого процесса нашли здесь отражение? Проиллюстрируйте каждый из них приведенными в условии задания фактами.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Социология как наука». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1. Социология.«Роль - не личность, а...изображение, за которым она скрывается». (А.Н. Леонтьев).

29.2. Социология.«Умение вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения» (И.И. Кондрашин)

29.3. Социальная психология. «У каждого человека есть предназначение играть в обществе определенную роль, но если она недоступна, или не способна его прокормить, он играет чужую». (неизвестный автор).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: