Детали машин
И прикладная механика
Лабораторные работы
Учебно-методическое пособие
Издательство
Иркутского государственного технического университета
УДК 621.81
ББК 34.44
Детали машин и прикладная механика. Лабораторные работы: учебно-методическое пособие / сост.: В.К. Еремеев, Ю.Н. Горнов, А.Г. Осипов, А.И. Писарева. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. – 102 с.
Учебно-методическое пособие соответствуют требованиям ФГОС-3 укрупнённых групп специальностей: 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка; 220000 Автоматика и управление; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 190000 Транспортные средства по направлениям подготовки 150400 Технологические машины и оборудование, 151000 Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств, 220300 Автоматизированные технологии и производства, 220400 Мехатроника и робототехника, 150200 Машиностроительные технологии и оборудование, 160100 Авиастроение, 190205 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование. По каждой работе в сжатом виде приведен теоретический материал, раскрывающий принцип функционирования рассматриваемого узла. Приведены цель и порядок выполнения работ. Подробно описано используемое лабораторное оборудование и правила его безопасной эксплуатации. Приведена форма отчёта по каждой работе.
Предназначено для студентов всех форм обучения по вышеуказанным направлениям.
Рецензент
д-р. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология машиностроения» ИрГТУ, член УМО по технологии машиностроения
Д. А. Журавлёв
© Иркутский государственный
технический университет, 2013
|
Лабораторная работа 1
РАЗБОРКА, СБОРКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЗУБЧАТОГО
РЕДУКТОРА
Цель работы: ознакомление с конструкцией цилиндрических редукторов и назначением его деталей, составление кинематической схемы редуктора, определение геометрических параметров зацепления путем их замера и расчета; определение точности зубчатых передач.
Описание редуктора
Механизм, состоящий из передач зацеплением (конических, червячных и др.) с постоянным передаточным числом, предназначенный для понижения угловой скорости и повышения крутящего момента, называется редуктором.
Наибольшее распространение получили двухступенчатые редукторы
(65 % от общего числа). Двухступенчатый цилиндрический зубчатый редуктор выполняется по развернутой (рис. 1,а и б) или соосной (рис. 1,в) схемам. Наиболее распространена простая развернутая схема (рис. 1, а).
Рис. 1. Кинематические схемы редукторов
Однако несимметричное расположение колес приводит к повышению концентрации нагрузки по длине зуба. Валы в таких редукторах должны иметь повышенную жесткость. Редукторы с раздвоенной тихоходной ступенью (см. рис.1, б) позволяют значительно уменьшить концентрацию напряжений и повысить угол наклона зубьев.
Редукторы соосные (см. рис. 1, в) удобны при компоновке привода. В таких редукторах зубчатые колеса на входном и выходном валах расположены симметрично, но значительно удлинен промежуточный вал.
Рис. 2. Редуктор цилиндрический
Для лабораторной работы используются стандартные редукторы, выполненные по развернутой схеме. Общий вид редуктора приведен на рис. 2. Корпус редуктора разъемный, корпусные детали отлиты из серого чугуна марки СЧ12 или СЧ15 (ГОСТ 1412-85). У гнезд подшипников на корпусе 1 и крышке 2 имеются приливы (бобышки), что позволяет стягивающие болты 15 приблизить к отверстиям под подшипники, увеличив этим жесткость болтового соединения. Два штифта 16 предназначены для фиксирования положения крышки редуктора относительно корпуса. В верхнем поясе корпуса имеются отверстия для отжимных винтов, облегчающих разборку редуктора. Шестерня быстроходной передачи 3 выполнена заодно с входным валом редуктора, зубчатое колесо 6 насажено с натягом на промежуточный вал- шестерню 4. Тихоходная передача имеет аналогичное конструктивное решение.
|
Материал выходного вала 5 – углеродистая конструкционная сталь (ГОСТ 1050-88) марок 35, 45, 50 или легированная конструкционная сталь (ГОСТ 4643-71) марок 40Х, 45Х и т. п. Для изготовления валов-шестерен
3, 4 и зубчатых колес 6, 7 принимаются углеродистые качественные конструкционные стали марок 40, 45, 50,50Г и др. или легированные стали марок 40Х, 45Х, 40ХН и др.
Опорами валов служат радиальные или радиально-упорные подшипники 18. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, возникающие в косо-зубых передачах. Осевое фиксирование всех валов выполнено по схеме "враспор": торцы внутренних колец подшипников упираются в буртики вала или торцы распорных втулок 20, внешние торцы наружных колец упираются в торцы крышек подшипников. Различают крышки подшипника сквозные 8 и глухие 9. Если установлены нерегулируемые подшипники (радиальные или радиально-упорные шариковые), то для компенсации тепловых деформаций между торцом крышки и наружным кольцом подшипника предусматривают зазор С = 0,2...0,5 мм. Внутренние кольца подшипников установлены на валы с натягом во избежания обкатки кольцом шейки вала, развальцовки посадочных поверхностей и контактной коррозии. Наружные кольца собирают по посадке, обеспечивающей нулевой или небольшой зазор, необходимый при монтаже, а также допускающий осевое перемещение подшипника при тепловом удлинении вала.
|
Смазка зубчатых колес производится окунанием их в масло, залитое в корпус.
Вместимость масляной ванны должна быть не менее 0,35...0,5 л на 1 кВт передаваемой мощности во избежание быстрого старения масла и взбалтывания продуктов износа. Уровень масла должен обеспечить погружение быстроходного колеса в масло приблизительно на две высоты зуба. Контроль уровня масла осуществляется жезловым маслоуказателем 12. Масло заливается через смотровой люк 10. Для слива отработанного масла в нижней части корпуса имеется маслоспускное отверстие, закрытое пробкой 13. Для устранения утечки масла и попадания внутрь редуктора пыли и грязи в сквозных крышках устанавливаются уплотнения 19.
Подшипники смазываются разбрызгиванием масла. На быстроходном и промежуточном валах со стороны шестерен перед подшипниками установлены маслосбрасывающие кольца 17, предохраняющие подшипники от переполнения маслом.
Отдушина 11 позволяет выравнивать давление внутри корпуса с атмосферным.
Определение основных параметров редуктора
Передаточным числом редуктора называется отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни
.
Передаточное число редуктора равно произведению передаточных чисел ступеней
u = u1∙u2.
Межосевое расстояние а ω (рис. 3) в передачах без смещения исходного контура равно делительному межосевому расстоянию
,
где d1 и d2 – делительные диаметры соответственно шестерни и колеса (рис. 4).
Делительный диаметр d = z∙mt,
где mt –торцовый модуль.
Диаметр вершин зубьев da = d+2mn.
Диаметр впадин зубьев df = d - 2,5mn,
где mn – нормальный модуль.
На рис 5 изображен план косозубой исходной рейки, на которой нанесены линии зубьев, составляющие с осью нарезаемого колеса угол β называемый углом наклона линии зуба. Направление наклона определяется направлением винтовой линии зуба. Если линия зуба поднимается слева направо (см. зуб шестерни на рис 3), то зуб правый. При этом направление взгляда – вдоль оси.
Отношение шага зубьев рn, измеренного в сечении нормальной плоскостью п-п, к числу π называется нормальным модулем тn. Нормальный модуль является расчетным для исходного производящего контура. Он должен соответствовать стандартному значению. Модули, мм, по ГОСТ 9563-81:
Ряд1 1,25 1,5 2 2,5 3 4
Ряд2 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5
Отношение шага зубьев pt измеренного в сечении торцовой плоскостью
t– t называется торцовым модулем.
.
Из рис. 5 следует .
Рис. 3 Косозубая зубчатая передача Рис 4. Зубчатое колесо
Рис 5. Исходная косозубая рейка