Нормальную работу зубчатых передач обеспечивают нормы точности. ГОСТ 1643-81 устанавливает четыре нормы точности эвольвентных цилиндрических передач: кинематическую, плавности работы, пятна контакта зубьев, бокового зазора. Стандартом предусмотрены 12 степеней точности зубчатых колес и передач, обозначенных в порядке убывания точности цифрами 1... 12. Наибольшее распространение имеют 6, 7, 8 и 9 степени точности.
Нормы контакта определяются относительными размерами пятна контакта в процентах (рис. 6). По длине зуба берется отношение расстояния а между крайними точками пятна за вычетом разрывов с, превосходящих величину модуля, к полной длине зуба: .
По высоте зуба – отношение средней высоты пятна контакта hm к рабочей высоте зуба hp равной 2mn: .
Степень точности по нормам контакта зубьев определяется по табл. 1
Рис.6. Пятно контакта
3.1 Определение мгновенного пятна контакта
Протереть зубья, нанести на два зуба шестерни тонкий слой краски, повернуть рукой вал и по отпечаткам на зубьях колеса замерить размеры а, с, hm. Вычислить относительные размеры пятна контакта и по табл. 1 определить соответствующую степень точности по нормам контакта.
В технической характеристике редуктора проставить степень точности передачи в следующем порядке: кинематическая точность; плавность работы контакт зубьев; боковой зазор. Например: 7-8-8 ГОСТ 1643-81.
Таблица 1
Нормы контакта зубьев цилиндрических зубчатых колес (ГОСТ 1643-81)
Степень | Пятно контакта, % | |||
точности | По высоте зуба высотевысоте зуба | По длине зуба длине зуба | ||
8 9 | 45 40 30 | 60 50 40 | ||
Назначить нормы кинематической точности и плавности работы по табл.2.
|
Таблица 2
Допускаемая стандартами область комбинирования норм кинематической, точности плавности работы и контакта зубьев
Номер степени точности | ||
Кинематическая точность | Плавность работы | Контакт зубьев |
N | N-2 N-1 N N + 1 | (N-2) (N- 1) N (N+1) |
Рис. 7. Виды сопряжений и величины боковых зазоров
3.2. Определение бокового зазора
Боковой зазор в передаче характеризуется наименьшим гарантированным зазором в зацеплении .Он должен выбираться так, чтобы компенсировать уменьшение бокового зазора в результате нагрева передачи.
Виды сопряжений зубчатых колес в передаче приведены на рис. 7.
Сопряжение вида D гарантирует минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной передачи от нагрева при разности температур колес и корпуса 25 0С. Видам сопряжений D, С, B и А рекомендуются для редукторов допуска на боковой зазор d, c,b, а.
Порядок определения следующий:
Согнуть свинцовую проволоку диаметром 1... 1,5 мм в виде буквы П, смазать техническим вазелином, прокатать между зубьями, измерить микрометром толщину деформированных участков с двух сторон зуба. Сумма их составит боковой зазор.
По табл. 3 определить вид сопряжения и проставить его в таблице технической характеристики редуктора.
Таблица 3