Определение точности зубчатых передач




Нормальную работу зубчатых передач обеспечивают нормы точности. ГОСТ 1643-81 устанавливает четыре нормы точности эвольвентных цилинд­рических передач: кинематическую, плавности работы, пятна контакта зубь­ев, бокового зазора. Стандартом предусмотрены 12 степеней точности зубча­тых колес и передач, обозначенных в порядке убывания точности цифрами 1... 12. Наибольшее распространение имеют 6, 7, 8 и 9 степени точности.

Нормы контакта определяются относительными размерами пятна кон­такта в процентах (рис. 6). По длине зуба берется отношение расстояния а между крайними точками пятна за вычетом разрывов с, превосходящих вели­чину модуля, к полной длине зуба: .

По высоте зуба – отношение средней высоты пятна контакта hm к рабочей высоте зуба hp равной 2mn: .

 

Степень точности по нормам контакта зубьев определяется по табл. 1

Рис.6. Пятно контакта

 

3.1 Определение мгновенного пятна контакта

Протереть зубья, нанести на два зуба шестерни тонкий слой краски, повернуть рукой вал и по отпечаткам на зубьях колеса замерить размеры а, с, hm. Вычислить относительные размеры пятна контакта и по табл. 1 опреде­лить соответствующую степень точности по нормам контакта.

 

В технической характеристике редуктора проставить степень точности передачи в следующем порядке: кинематическая точность; плавность работы контакт зубьев; боковой зазор. Например: 7-8-8 ГОСТ 1643-81.

 

Таблица 1

Нормы контакта зубьев цилиндрических зубчатых колес (ГОСТ 1643-81)

Степень Пятно контакта, %
точности По высоте зуба высотевысоте зуба По длине зуба длине зуба
8 9 45 40 30     60 50 40
         

Назначить нормы кинематической точности и плавности работы по табл.2.

Таблица 2

Допускаемая стандартами область комбинирования норм кинематической, точности плавности работы и контакта зубьев

Номер степени точности
Кинематическая точность Плавность работы Контакт зубьев
N N-2 N-1 N N + 1 (N-2) (N- 1) N (N+1)

Рис. 7. Виды сопряжений и величины боковых зазоров

 

3.2. Определение бокового зазора

Боковой зазор в передаче характеризуется наименьшим гарантирован­ным зазором в зацеплении .Он должен выбираться так, чтобы компен­сировать уменьшение бокового зазора в результате нагрева передачи.

Виды сопряжений зубчатых колес в передаче приведены на рис. 7.

Сопряжение вида D гарантирует минимальную величину бокового зазо­ра, при котором исключается возможность заклинивания стальной передачи от нагрева при разности температур колес и корпуса 25 0С. Видам сопряже­ний D, С, B и А рекомендуются для редукторов допуска на боковой зазор d, c,b, а.

Порядок определения следующий:

Согнуть свинцовую проволоку диаметром 1... 1,5 мм в виде буквы П, смазать техническим вазелином, прокатать между зубьями, измерить микрометром толщину деформированных участков с двух сторон зуба. Сумма их составит боковой зазор.

По табл. 3 определить вид сопряжения и проставить его в таблице тех­нической характеристики редуктора.

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: