Ложные убеждения относительно гнева.




Испытывать гнев плохо.

♦ Гнев — это бесполезная трата времени и энергии.

♦ Хорошие, милые люди не испытывают гнева.

♦ Нам не следует гневаться.

♦ Мы потеряем контроль и будем как сумасшедшие, если станем гневаться.

♦ Люди уйдут от нас, если мы станем гневаться на них.

♦ Другим людям никогда не следует испытывать гнев по отношению к нам.

♦ Если другие гневаются на нас, то мы, должно быть, сделали что-то не так.

♦ Если другие гневаются на нас, значит, мы заставили их чувствовать гнев и долж­ны исправить их чувства.

♦ Если мы чувствуем гнев, значит, кто-то другой заставляет нас почувствовать его, и этот человек ответствен за исправление наших чувств.

♦ Если мы чувствуем гнев на кого-нибудь, то отношения закончены, и этот чело­век должен уйти.

♦ Если мы гневаемся на кого-нибудь, то нам следует наказать этого человека за то, что он заставляет нас чувствовать гнев.

♦ Если мы чувствуем гнев на кого-нибудь, то этот человек должен изменить то, что он делает не так, чтобы мы больше не испытывали гнева.

♦ Если мы чувствуем гнев, то мы должны ударить кого-нибудь или сломать что-нибудь.

♦ Если мы чувствуем гнев, то мы должны кричать и визжать.

♦ Если мы чувствуем гнев на кого-нибудь, то это значит, что мы больше не лю­бим этого человека.

♦ Если кто-то чувствует гнев на нас, то это значит, что этот человек больше не любит нас.

♦ Гнев — это греховное чувство.

♦ Допустимо испытывать гнев только тогда, когда мы можем оправдать наши чувства.

Игры со стыдом

Цели.

1. Поведенческие. Члены группы будут:

а) обсуждать переживания, вызывающие стыд;

б) в состоянии объяснить различия между стыдом и виной.

2. Познавательные. Члены группы будут:

а) выявлять переживания, вызывающие стыд, в условиях безопасности;

б) исследовать их собственные переживания стыда.

Материалы.

Конверт для каждого члена группы.

♦ Лист бумаги в каждом конверте.

Метод.

Руководитель группы намеренно вызывает эмоциональную реакцию (тревогу). По­том реакция исследуется в ходе обсуждения в группе.

Инструкции.

Поставьте в центре сидящей кружком группы пустой стул. Поясните, что следует выбрать одного члена группы, который сядет на стул. Этот человек будет отвечать на ряд вопросов, приготовленных руководителем заранее. Вопросы будут трудны­ми и очень личными. У членов группы тоже будет возможность задать вопросы человеку на стуле в центре круга. Откажитесь от каких-либо дополнительных

объяснений. Сообщите, что человек на место в центре будет выбран случайным образом. Каждый член группы получит конверт. Скажите, что все конверты пус­тые, за исключением одного, в котором лежит лист бумаги. Человек, в чьем кон­верте окажется лист бумаги, и будет сидеть на стуле в центре.

Потом раздайте конверты. В действительности каждый конверт содержит лист бумаги. Таким образом, каждый член группы думает, что он является «выбран­ным». Это событие должно вызвать некоторую степень беспокойства у каждого участника.

В то время как конверты раздаются, дайте указание группе не открывать их, пока не будут розданы все конверты. Теперь попросите участников открыть кон­верты, но не показывать их содержимого. Подождите, пока каждый член группы обнаружит лист бумаги. Когда это произойдет, констатируйте очевидное: в каж­дом конверте есть лист бумаги.

Используйте оставшееся время, чтобы обсудить случившееся. Ниже представ­лен предполагаемый план обсуждения.

I. Исследование эмоциональной реакции.

A. Что вы почувствовали, когда увидели лист бумаги?

Б. Вспомните другую ситуацию, в которой у вас возникали подобные чувства. Что происходило тогда?

B. Заметили ли вы физические признаки тревоги (например, сердцебиение, потные ладони, неприятные ощущения в животе)?

II. Изучение убеждений, стоящих за эмоциональными реакциями.

А. Как вы думаете, почему у вас возникли эти чувства? (Обычные ответы: «Все будут смотреть на меня», «Я скажу что-нибудь не так и буду чувство­вать себя глупо», «Я не люблю быть в центре внимания, потому что это меня смущает».)

Б. У многих из нас есть иррациональные убеждения. Согласны ли вы со сле­дующими утверждениями? ♦ Я никогда не должен ошибаться. <■ Я всегда должен говорить правильные вещи. 4- Все должны думать, что я умный. <■ Я никогда не должен терять бдительности.

Эти убеждения — иррациональные, потому что они невыполнимы в реальных усло­виях (например, каждый иногда делает ошибки, никто не может всегда говорить только правильные вещи).

III. Изучение чувства стыда. Что такое стыд?

A. Это неожиданное разоблачение.

Б. Это ощущение, что ты оказался в дураках.

B. Это ощущение, что ты «плохой».

Г. Это эмоция, стоящая за тревожностью.

IV. Изучение чувства вины.

А. Что такое вина? (Это чувствовать плохое в том, что ты делаешь или не дела­ешь.)

Б. Могут ли стыд и вина быть здоровыми эмоциями? (Да. Из этих эмоций раз­вивается совесть.)

В. Обсудите людей, которые не развивают в себе чувство совести. Это обычно преступники или антисоциальные личности.

Г. Могут ли стыд и вина быть вредными эмоциями? (Да. Они являются при­чиной ненужного дискомфорта и ограничивают личную свободу и чувство благополучия.)

Д. Какие из чувств, которые вы переживали как следствие упражнения, были для вас вредными или полезными?

Заключение.

Упражнение должно вызывать эмоции, которые можно было бы исследовать в процессе обсуждения. Эта деятельность может быть частью лечебного процесса для клиента, особенно подростка, в основе проблемы которого лежит стыд.

Слова, которые ранят

Цели.

1. Поведенческие.

Члены группы будут снижать чувство одиночества и собственной исключи­тельности, делясь с группой болезненными воспоминаниями.

2. Познавательные.

Члены группы будут совершенствовать образ Я, перестраивая отрицательные послания.

Материалы.

Бумага и карандаши или ручки (не обязательно магнитофон/плейер и чистые кассеты).

♦ Текст «Направленная релаксация» (по вашему выбору).

♦ Текст «Слова, которые ранят» (пример смотри ниже).

Метод.

Визуализация используется в этом упражнении для того, чтобы освободить дет­ские воспоминания, в которых участнику говорили причиняющие боль слова. Эти слова записываются после выполнения упражнения. После краткого объяснения внутреннего диалога и самоуговоров ранящие слова преобразуются в слова, кото­рые создают скорее позитивный, чем негативный, образ Я.

Инструкции.

Скажите группе, что события детства записаны в нашей памяти примерно так же, как записываются звуки на магнитофонную кассету. В течение жизни эта запись проигрывается в нашем сознании снова и снова. И так же, как мы запоминаем сло­ва песни, когда слышим ее достаточно часто, мы запоминаем послания, записан­ные на наших «кассетах памяти». Иногда эти послания вредны для нас. Негатив­ные послания можно переписать точно так же, как можно заново записать кассету. Позитивные записи помогают создать позитивный образ Я.

Чтобы пояснить эту мысль, вы можете воспроизвести послание, которое запи­сано на магнитофоне/плейере. Запишите несколько посланий и проиграйте их.

Предполагаемые послания таковы:

«Ты — идиот! Зачем ты сказал это!»

«Ты думаешь, что ты самый умный? Теперь смотри, что ты наделал!» «Ты собираешься поставить себя в глупое положение перед всей группой!»

Потом перепишите эти негативные послания на позитивные:

«Твоя идея хороша, и нужно ее выслушать».

«Ты так же хорош, как и любой другой!»

«Сделай это! Ты никогда не узнаешь, если не попытаешься!»

Затем скажите, что вы будете делать с группой упражнение на визуализацию. Это поможет вспомнить важные события детства, которые были записаны в па­мяти.

Объясните, что визуализацию лучше всего проводить в спокойной обстановке. Дайте указание группе сесть поудобнее или лечь на полу или на матах, проводите любой вид релаксации, который позволяет ваша комната. Если возможно, приту­шите свет и зачитывайте вслух тексты «Направленная релаксация» и «Слова, ко­торые ранят».

После завершения релаксации попросите участников группы записать слова, которые пришли им на ум во время упражнения. Потом идите по кругу и прораба­тывайте слова каждого участника. Когда он читает свое послание, предлагайте ему переделать эту фразу в созвучную, но имеющую позитивный характер. Иногда чле­нам группы трудно изменить слова самостоятельно. Поощряйте остальных чле­нов группы помогать им в этом. Если группа колеблется, руководителю или руко­водителям следует включиться в процесс.

Заключение.

Закончите занятие, напомнив группе, как то, что мы думаем о наших действиях, влияет на то, как мы себя чувствуем. Последствия прошлых ран можно преодо­леть силой позитивного мышления. Стимулируйте членов группы использовать эти новые мысли, пока они не «запишутся» поверх старых записей. Предложите членам группы выписать свои перестроенные послания и поместить их там, где они будут видеть их чаще всего, чтобы регулярно повторять.

Бланк.

Слова, которые ранят.

Мне бы хотелось, чтобы вы представили себя входящим в большие, богато укра­шенные ворота. Это ворота в ваши детские воспоминания. Толкните створку и прислушайтесь к звуку, с которым они открываются. Пройдя в ворота, услышьте стук щеколды за спиной. Вы оказались на тропинке, которая ведет в дом вашего детства. Теперь вы видите этот дом. (Пауза.) Вы поднимаетесь по лесенке и смот­рите на сцену из вашего детства. (Пауза.) Может быть, это шумная сцена с прояв­лением гнева, в которой важный для вас человек с ненавистью кричит на вас; это может быть и безмолвная сцена, где присутствует только малыш, не согласивший­ся с замечанием, доставившим ему большую боль. Что за слова вас так ошеломи­ли? (Длинная пауза.) Возьмите эти слова с собой и покиньте место детских воспо­минаний. Вернитесь по тропинке назад к большим и богато украшенным воротам. Пройдите через ворота, услышьте звук щеколды у себя за спиной. Вернитесь в на­ше время, нашу комнату, вернитесь к нам.

Адаптация осужденных к среде ИТУ: Учебное пособие / Под ред. В. И. Селиванова. Ря­зань, 1984.

Актуальные проблемы суицидологии. М.: НИИ психиатрии, 1978.

Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, № 2, 1987.

Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб., 1997.

Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998.

Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. Т. 14, № 2, 1993.

Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека // Психологический журнал. Т. 17, № 6, 1996.

БреттД. Жила-была девочка, похожая на тебя... М, 1996.

Буданов А. В. Практическая психология воспитательной работы с осужденными: Учебное пособие. Домодедово, 1988.

Бэндлер Р., Сатир В. и др. Семейная терапия: книга, углубляющая наши познания о том, как быть человеком. Воронеж, 1993.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001.

Васильева Н. Л. Психологическая диагностика семьи: Методика «Сенсорные предпочтения в семье» // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 3, 1997.

Вильдавская Л. 3. Психологическая диагностика и индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам // Вестник психосоциальной и коррекцион-но-реабилитационной работы. 1994.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

Волков В. Н. Медицинская психология в ИТУ. М., 1989.

Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр. соч. Т. 4. М.,1984.

Гилинский Я. Самоубийство как социальное явление / Проблемы борьбы с девиантным по­ведением. М.: ИС АН СССР, 1989.

Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции самоубийств в России: социологический анализ // Петербургская социология. № 1, 1997.

Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: Учебное пособие. СПб., 1999.

Гуггеибюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. СПб., 1997.

Гулина М. А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПБ.: СПбГУ, 2000.

Гуркин Ю. А. Сексуальное насилие у подростков: Пособие для врачей. М., 1997.

Деболъский М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполни­тельной системе. М., 1998.

Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллектива несовершеннолет­них осужденных, отбывающих наказание в ВТК: Учебно-практическое пособие. Ря­зань, 1978.

Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.; М., 1997.

Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб.; М„ 1997.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. СПб., 1991.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.

Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994.

Кар М., Холмс П. Психодрама: вдохновение и техника. М., 1997.

Клуб ищущих работу // Подготовка руководителей клуба: Пособие для преподавателей. М., 1996.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Козюля В. Организация деятельности психологической лаборатории и психологов в воспи­тательных колониях УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 1,2000.

Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М., 1998.

Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.; Воронеж, 1997.

Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

Конончук Н. В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. Т. 10, № 5, 1989.

Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Зер­цало, 1999.

КочюнасР. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

Лабиринты одиночества. М., 1991.

Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. Хельсинки: Междуна­родные публикации Центра обучения тюремных служащих, 1994.

Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

Леви Д. Семейная психотерапия. СПб., 1993.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

Маданес К. Стратегическая семейная психотерапия. М.: Класс, 1999.

Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. М., 2000.

Методы профилактики суицидального поведения. Самара: Изд-во СамГУ, 1998.

Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 1998.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999.

Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М.: Генезис, 1998.

Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1995.

Новиков Г. И. Психогенные реакции ситуации ожидания. М.: Медицина, 1991.

Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., 1998.

Пархимчик Е. П. Как найти работу. Минск: Амалфея, 1998.

Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический жур­нал, Т. 13, № 1, 1992.

Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. Кн. 2. М.: Ось-89, 1998.

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.

Профилактика самоубийств: Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. М., 1995.

Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых экономических усло­виях: Научно-практическая конференция 14 февраля 2001 г.: Тезисы докладов. СПб., 2001.

Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Авторы-составители: К. Кискер, Г. Фрай-бергер, Г. Розе, Э. Вульф. М., 1999.

Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Ру­зской. М., 1990.

Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Ту-тушкиной. СПб., 1998.

Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990.

Пушкарев А., Доморацикий В., Гордеева Е. Посттравматическое стрессовое расстройство. М.: Институт психотерапии, 2000.

Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1998.

Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.

Розовая психотерапия / Под ред. Д. Дейвиса и Ч. Нила. СПб., 2001.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001.

Руководство по предупреждению насилия над детьми: учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Под ред. Н. К. Аса-новой. М., 1997.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Сафонова Т. Я., Цьшбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогрес», 1979.

Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск: Хар-вест, 1999.

Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. Л., 1978.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

Сироты России: проблемы, надежды, будущее // Материалы межрегиональной конферен­ции 20-21 декабря 1993 года. М., 1994.

Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Смит Э. Стареть можно красиво. М., 1995.

Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. С. В. Дармодехина, Г. М. Иващенко, М. Н. Мирсагатовой, А. М. Па­нова. М., 1996.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 2000.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая кни­га, 1998.

Тарабрина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.

Тарабрина Я., Лазебная Е. Синдром посттравматических стрессовых расстройств: совре­менное состояние проблемы // Психологический журнал. Т. 13, № 2.

Тисдейл К. Арт-терапия в работе с осужденными // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.

Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М.: Наука, 1995.

Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М.: Педагогика-пресс, 1995.

Фрейд А. Норма и патология детского развития (1965) // Детская сексуальность и психо­анализ детских неврозов / А. Фрейд, 3. Фрейд. СПб, 1997.

Фрейд 3. Ян ОНО. Труды разных лет. Кн. 2. Тбилиси, 1991.

Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.

Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985.

Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1996.

Чуркин А. А. Психическое здоровье России: вчера, сегодня, завтра // Психологическая

газета. № 7, 1998.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии

им. С. С. Корсакова. Т. 10, 1984. Шнейдемап С. Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001.

Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М; СПб., 1996. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодале-

ва, В. В. Сталина. М, 1987. Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М., 1999.

Aspy D. and Roebuck F. Kids don't learn from people they don't like. Amherst, MA: Human Re­source Development Press, 1977.

Balint E. Primary love and psychoanalytic technique. London: Tavistock, 1952.

BaranesJ.J. Devenir soi-meme: avatars et status du transgenerationnel // Transmission de la Vie Psychique Entre Generations / Eds. R. Kaes, H. Fainberg, M. Enriquez and J. J. Baranes. Paris: Dunod, 1993.

Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press, 1976.

Benjamin J. The banks of love. New York: Pantheon Books, 1988.

Bion W. R. Learning from experience. London: Karnac Books, 1962.

Bisno H. The philosophy of social work. Washington: Public Affairs Press, 1952.

Blacker J. Severely handicapped young children and their families: research in review..Orlando: Academic Press, 1984.

Brammer L. The helping relationships. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.

Breen D. General introduction // The Gender Conundrum: Contemporary Psychoanalytic Per­spectives on Femininity and Masculinity. London: Routledge and the Institute of Psycho-Analysis, 1993

Brierley M. Specific determinants in feminine development // Int. J. Psychoanal., 17, 1936.

Brunswick R. M. The pre-oedipal phase of the libido development // Psychoanalytic Quarterly, 9, 1940.

Buchanan A. Cycles of child maltreatment. Oxford, 1996.

Burgner M. The oedipal experience: effects on development of an absent father. Int. J. Psy­choanal., 66, 1985.

Campbell D. The role of the father in a pre-suicide state // Int. J. Psychoanal., 76 (2), 1995.

Carkhuff R. and Berenson B. Teaching as treatment. Amherst, MA: Human Resource Develop­ment Press, 1976.

Carkhuff R. The art of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press, 1974.

CCETSW. Requirements and regulations for the diploma in social work. London, 1989.

Conversations with Claude Levi-Strauss / Ed. G. С Charbonnier. London: Cape, 1969.

Coubhed V. Social work practice: an introduction. London: Macmillan Education, 1991.

Coyle G. On Becoming Professional // Group Experience and Democratic Values. New York: Woman's Press, 1947.

Davis M. The essential social worker: A guide to positive practice. Adlershot, Gover, 1985.

Deutsch H. The psychology of women in relation to the functions of reproduction // Int. J.

Psychoanal., 6, 1925.

Doyle C. Working with abused children. London, 1997. Egan G. The skilled helper. Monterey, С A: Brooks & Cole, 1975. Ellis A. Anger: How to live with and without it. Secaucus, NJ: Citadel Press, 1977. Fast I. Developments in gender identity: gender differentiation in girls // Int. J. Psychoanal. 60,

1979. Feminine guilt and the Oedipus complex // Female Sexuality / Ed. J. Chasseguet-Smirgel.

London: Maresfield Library, 1985. Fenichel O. Problems of psychoanalytic technique. Albany, N. Y.: Psychoanalytical Quart. Inc.,

1941. Fonagy P. and Target M. Understanding the violent patient: the use of the body and the role of the

father // Int. J. Psychoanal., 76, 1995.

Freud S. On narcissism: an introduction // S.E. 14: 69-102, 1915.

Freud S. The psychogenesis of a case of homosexuality in a woman // S.E. 18: 147-172, 1920. Freud S. Group psychology and the analysis of the ego // S.E. 18: 67-143, 1921. Freud S. Some psychical consequences of the anatomical distinction between the sexes // S.E. 19:

248-258, 1925.

Freud S. Fetishism // S.E. 21: 149-157, 1927. Freud S. The significance of masochism in the mental life of women // Int. J. Psychoanal. 11:48-

60, 1930.

Freud S. Female sexuality // S.E. 21: 225-243, 1931.

Freud S. Splitting of the ego in the process of defence // S.E. 23: 271-278, 1940. Freud S. Neurosis and Character Types, New York: International University Press, 1965. Freud S. Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities, in Second Thoughts:

Selected Papers on Psycho-Analysis, London: Maresfield Library, 1967a. Freud S. Creativity and Perversion, New York: W.W. Norton, 1984.

Freud S. The archaic matrix of the Oedipus complex, in Sexuality and Mind: The Role of the Fa­ther and the Mother in the Psyche, New York and London: New York University Press, 1986. Freud S. Attacks on linking, in Second Thoughts: Selected Papers on Psycho-Analysis, London:

Maresfield Library, 1967b. Gaddini E. Formation of the father and the primal scene // A psycho-analytic theory of infantile

experience / Ed. A. Limenlani. London: Routledge in association with the Institute of Psycho-

Analysis, 1992. Glasser M. Some aspects of the role of aggression in the perversions // Sexual Deviation / Ed.

I. Rusen. Oxford: Oxford University Press, 1979.

Goffman E. The presentation of Self in everyday life. N. Y.: Garden City, 1959. Greenson R. The technique and practice of psychoanalysis. V. 1. N. Y.: International University

Press, 1967. Greenwood E. Social science and social work: A theory of their relationships // Social Service

Review, 29, 1955.

Haley J. Problem-solving therapy. 2nd ed. San Francisco: Jossey-Bass, 1987. Handbook of the psychology of aging / Eds. J. E. Birren and K. W. Schaie. San Diego: Academic

Press, 1990. Handbook of theory for practice teachers in social work / Ed. J. Lishman. Pensylvania, London &

Bristol: Jessica Kingsley Publishers, 1996.

Heam G. Theory building in social work. Toronto: University of Toronto Press, 1958. Herbert M. Psychology for social workers. London: BPS in association with Macmillan, 1988. Hocquenghem G. Desir homosexual. London: Allison and Busby, 1978.

Hoffman I. L. Research, social work and Scholarship. Cleveland: Western Reserve University,

1955. Hooker E. Reflections of 40-year exploration: A scientific view of homosexuality // American

Psychologist, vol. 48, No 4, 1993.

Hopson B. and Scatty M. Lifeskills teaching: Education for self-empowerment. Maidenhead: McGraw-Hill, 1980.

Illich I. et al. The Disabling Professions. London: Marion Boyars, 1977. IveyA. Microcounselling: Innovations in interviewing training. Springfield, ILL: Thomas, 1971. Jackins H. The human side of human beings; the theory of re-evaluation counseling. Seattle:

Rational Island Publications, 1965.

Kagan N. et al. Studies in human interactions: Interpersonal process recall stimulated by video­tape. East Lansing, Mich.: Michigan State University Press, 1967. Kahn A.J. The nature of social work knowledge // New directions in social work / Ed. Cora

Kasius. N. Y.: Harper & Bros., 1954. Kalff D. Sandspiel; seine therapeutische Wirkung auf die Psyche. Erlenbach-Ztirich: Rascher,

1979. Katz M. Can computers mark guidance decisions for students? N. Y.: College Board Review,

1969.

LacanJ. Les Ecrits. Paris: Editions du Seuil, 1966.

Lazarus A. The practice of multimodal therapy. N. Y.: McGraw-Hill, 1981. Loughary L. and Ripley T. Helping others help themselves. N. Y.: McGraw-Hill, 1977. Lutz W. Concepts and principles underlying social casework practice. Washington: National

Association of Social Workers, 1956. Maas H. S. Problems in the use of the behavioral sciences in social work education. Los Angeles:

Macmillan, 1957. Maas H. S., Wolins M. Concepts and methods in social work research // New directions in social

work / Ed. Cora Kasius. Harper and Bros., 1954. Mahler M. S., Pine K, and Bergman A. The psychological birth of the human infant. New York:

Basic Books, 1975.

Meadows P. Models and theory construction // American Sociological Review, 22, 1957. Menninger K. A. Man against himself. New York: Harcourt, Brace, 1938. Nelson-Jones R. Practical counseling skills. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1983. Patton R. and Meara A. Psychoanalytical Counselling. London, 1992. Pinker R. 1st Minority report of working party // Barclay report «Social workers: their role and

task». Report of working party (Charmain Peter Barclay), London: Bedford Square Press,

1982. Rapaport D. and Gill M. The points of view and assumptions of metapsychology // Int. J. of

Psychoanal. Vol. 40, 1959.

Raths L., Harmin M. and Simon S. Values and teaching. Columbus, Ohio: С Merill, 1964. Richmond M. Social diagnosis. New York: Russell Sage Foundation, 1917. Robinson V. P. A changing psychology in social casework. Chapel Hill: University of Carolina

Press, 1930.

Rogers С Carl Rogers on personal power. New York: Delacorte Press, 1977. Rogers С Client-centered therapy, its current practice, implications, and theory. Boston: Hough-ton Mifflin, 1951. Rogers С Counselling and psychotherapy. New concepts in practice. Cambridge, MA: The Riber-

side Press, 1942. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality changes //Journal

of Counselling Psychology, 1957.

Scally M. and Hopson В. A model of helping and counselling: Indications for training. Leeds:

Leeds University Press, 1979. Simon F. В., Stierlin H. and Wynne L. С The language of family therapy: A systemic vocabulary

and sourcebook. New York, 1985.

Smalley R. E. Theory for social work practice. New York: Columbia University Press, 1967. Spitz R. A genetic field theory of ego formation: Its implications for pathology. New York: Int.

Univ. Press, 1959.

Stein H. Social science and social work practice and education // Social Casework, 36, 1955. The individual psychology of A. Adler. A systematic presentation in selections from his writings /

Eds. H. L. Ansbacher and R. R.Ansbacher. London: Allen & Unwin, 1956. Turner F. (Ed.). Social work treatment: interlocking theoretical approaches. 2nd ed. New York:

Free Press, 1979. Wegscheider-Cruse Sh. Another chance: hope and health for the alcoholic family. Palo Alto, С A:

Science and Behavior Books, 1981. Wells H. G. Floor games. London: Frank Palmer, 1911. Winnicot D. W. Playing and reality. London: Tavistock, 1971. WinnicottD. W. The maturational process and the facilitating environment. New York: Int. Univ.

Press, 1965. WolpeJ. The practice of behavior therapy (3rd ed.). New York: Pergamon, 1983.

Список рекомендуемой литературы

Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб., 1997.

Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998.

Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека // Психологический журнал. Т. 17, № 6,

1996.

Браун Дж., КристенсеиД. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2000. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... М., 1996. Бэндлер Р., Сатир В. и др. Семейная терапия: книга, углубляющая наши познания о том,

как быть человеком. Воронеж, 1993. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр. соч. Т. 4. М.,1984. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы

суицидологии: Учебное пособие. СПб., 1999. Тулина М. А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПБ.: СпбГУ,

2000.

Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.; М., 1997. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.; М., 1997. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. СПб., 1991.

Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994. Клуб ищущих работу // Подготовка руководителей клуба: Пособие для преподавателей.

М., 1996.

Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М., 1998. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988. Лабиринты одиночества. М., 1991.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. М., 2000.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: СПбГУ, 1999.

Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1995.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М, 1990.

Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М, 1997.

Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», 1979.

Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002.

Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 2000.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая кни­га, 1998.

Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М.: Педагогика-пресс, 1995.

Фрейд А. Норма и патология детского развития (1965) // А. Фрейд, 3. Фрейд. Детская сек­суальность и психоанализ детских неврозов. СПб, 1997.

Фрейд 3. Я и ОНО. Труды разных лет. Кн. 2. Тбилиси, 1991.

Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Хорт К. Самоанализ. СПб.: Питер, 2002.

Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.

ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.

Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985.

Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Предметный указатель

А

аггравация 287 адаптационный барьер 16 адаптивный подход 63 аккомодация 19 активность личности 18 аллопластическая адаптация 12 альянс 176

амбивалентность 63, 68 анорексия 139

антианалитические процедуры 67 арт-терапия 316 ассимиляция 19 аутистические личности 27 аутоагрессия 242 аутопластическая адаптация 12 аутоэротизм 294 аффективный суицид 243 «аффирмативная» модель 299

Б

безоценочная установка 219

безработица

временная 254

подавленная 254

скрытая 254

структурная 253

технологическая 254 библиотеки игрушек 113 бихевиоральная психотерапия 74 булимия 139 бытовые знания 207

В

валидность и надежность методов 37

вина 229

вмешательство 32, 63

воображаемые взаимодействия НО, 127

вторичная умственная отсталость 126

выражение принятия 220

выученная беспомощность 216

Г

гетеросексуальность 293 гиперактивность 234 гнев 229 гомеостаз 172

гомеостатическое равновесие 22 гомосексуализм 295 гомосексуальность 292 групповая психотерапия 216 группы риска 105, 112, 114, 271 гуманистическая психология 12, 42, 90

д

двойственные взаимоотношения 38 девиантное поведение 30 дезадаптация 12, 15, 90 демонстративно-шантажное поведение 243 депрессивная позиция относительно объ­екта 63 депрессия 229 десенсибилизация 76 детская гениталыгая фаза 146 дефицитарная модель 297 диагностический подход 58 дилеммы клиента 63 дискриминационные акции 38 дискриминация 55 дисморфофобия 277

Ж

женственность 297

жизненная перспектива 18

жизненные навыки 52

жизненный цикл неполных семей 171

задержка умственного развития 206 затопление 76 защитные реакции 11, 12 здоровые системы 46

и

Ид 10 идентичность

гомосексуальная 298 избегание 108, 234 инвалиды 30, 125, 203 инверсия желания 293 инициация 279, 282, 304 инсайт 62

интеграция личности и среды 23 интеракционизм 13 интерпретация 112 интроекция 297 интрузия 234

иррациональное мышление 72 искажения в мышлении 73 истинный суицид 242

К

качество отношений 40

клиент-центрированная игровая терапия 196

ключевые проблемы клиента 63

коалиция 177

когнитивная психология 13

когнитивно-бихевиоральная терапия 71, 79

когнитивный диссонанс 13, 79

командная работа сотрудников

междисциплинарная модель 118 мультидисциплинарная модель 118 трансдисциплинарная модель 119

комплементарные взаимоотношения 175

конгруэнтность 40, 218

конституциональные особенности 135

контакт 218

контракты 75

контрперенос 64, 66

конфиденциальность 38

конфликт И, 12, 15, 65, 136, 240

краткосрочное интегративное консульти­рование 83

кризис 223

кризис идентичности 278

Л

латентная фаза 148 лечебное изменение среды 99

линии развития 136 личность 14 ложный аутизм 207

М

методы коррекции ошибочных убеждений

интеллектуальный 72

поведенческий 72

экспериментальный 72 младенцы с синдромом Дауна 127 младенчество 141 ММТ-процедуры

присоединение 86 моделирование 76, 112 морфогенез 172

Н

навыки самообслуживания 207 наказание 75 необихевиоризм 13 неполноценность 11, 23, 70 непосредственность 40

О

общая теория систем 25, 79 общественные ресурсы 36 общий адаптационный синдром 15 объект 295

оперантное обучение 74 оперантное угашение 76 опыт по К. Роджерсу 94 оспаривание 71 отделение-индивидуация 143

фаза возвращения 144

фаза дифференциации 143

фаза консолидации 146

фаза упражнений 143 отклоняющееся поведение 302 отреагирование 67 оценивание взаимодействия 110 оценивание поведения младенца 109

П

парааутистические состояния 207 паранойяльная позиция относительно объ­екта 63

парасуицид 241 перверзия 297 первичная идентичность 295

перенос 64-65, 112 негативный 65 позитивный 65

песочная терапия 197

поведение привязанности 141

поведенческие реакции 12

повод суицида 242

подкрепление 112

подлинность 40, 95

подростковый период 150

полевая социальная работа 63

полностью функционирующая личность 95

положительное подкрепление 74

положительные отношения 218

понимание 63

последствия сексуального насилия 187

последствия физического насилия 188

посттравматический стресс 185

посттравматическое стрессовое расстрой­ство 231

превентивные меры 99

пренебрежение 182

пресуицидальный синдром 240

привязывание 75

принцип историзма 17

принципы социальной работы 59

принятие 40, 62

причина суицида 242

проекция 108, 110,293,297

проживание опыта 63

прямое лечение 99

психическое здоровье 38, 90

психоаналитическая терапия 67

психоаналитическое консультирование 68

психогенные состояния 312

психодинамический подход 28, 58, 61

психологическая защита 63, 65, 80, 259 заключенных 306

психологическое насилие 182

психология заболевания 36

психология роста 36

психопатические черты характера 211

Р

работа со случаем 35

равное общение 156

радикальная социальная работа 57

развод 161

разделение воображаемого и реального ЭгобЗ

разобщенность 175

раннее вмешательство 103, НО

психодинамическая психотерапия 107 семейно-центрированные программы 116 системный подход 111 социально-педагогическое 112

ранняя привязанность 295

расстройства адаптации 16

расстройства питания 190

ребенок с особыми потребностями 125

регрессия 66, 298

рефлексия 63

реципрокные отношения 175

ролевой мораторий 279

«руководство взаимодействием» 105

С

самоактуализация 12, 98

самоопределение 38

самооспаривание 71

самооценка 156

самоусиление человека 25

сексуальное насилие над детьми 182

сексуальные меньшинства 300

секты 27

семейная генограмма 167

семейное консультирование 154

семейные

кризисы 157 подсистемы 173

родительская 174

сиблингов 174

супружеская 174 системы

закрытые 177

открытые 177

случайные 177 сервисная служба 25, 59 серийное рисование 199 симбиотические отношения 143, 159, 175 симметричные отношения 175 синдром избиваемого ребенка 181 сироты 30

социальные 201, 237

системная семейная психотерапия 169 системы знаков 75 слушание 220 сопротивление 66

Эго-дистонное 67

Эго-синтонное 67 социальная

адаптация 9, 12, 15, 213, 257

безопасность 38

работа

клиент-центрированная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: