Чтобы «лед тронулся»
Инструкции.
Примечание: этот раздел можно прочитать группе так, как он написан, или пересказать своими словами.
«Это упражнение поможет нам больше узнать друг о друге. Если мы сейчас незнакомы, то к концу упражнения это изменится. Если мы уже знаем друг друга, то, вероятно, мы узнаем что-то новое о каждом из нас.
Я буду задавать вопросы. Члены группы будут отвечать по очереди. Каждый должен ответить на все вопросы; однако вы можете сказать "пас "если вам нужно подумать, и я вернусь к вам позже.
Внимательно слушайте каждый ответ. Ведь каждый участник этой группы — неповторимый и значимый человек».
Вопросы.
1. Ваш любимый фильм?
2. Кто из людей, когда-либо встречавшихся вам, самый выдающийся?
3. Если бы вы могли стать животным, какое животное вы бы выбрали и почему?
4. Какой день в вашей жизни был самым лучшим?
5. Каково ваше самое первое воспоминание?
6. Какое огорчение было самым сильным в вашей жизни?
7. Что вы любили делать пять лет назад?
8. Если бы у вас было 50 000 рублей, что бы вы с ними сделали?
9. Что вам больше всего не нравится в этой группе? Что нравится?
10. Одно из качеств, которое людям нравится во мне больше всего, — это... Одно из качеств, которое людям нравится во мне меньше всего, — это...
11. Мои любимые занятия...
12. Время года, которое я люблю больше всего... Почему?
13. Человек в группе, у которого наиболее сложные отношения с другими, — это...
14. Человек, о котором я сегодня узнал больше всего, — это...
15. Человек в группе, который больше всего похож на меня, — это... Человек в группе, который меньше всего похож на меня, — это...
16. Человек в группе, с которым я мог бы долго пробыть на необитаемом острове, — это... Почему?
17. Человек в группе, который наслаждается жизнью в наибольшей степени, — это...
18. Человек в группе, о котором я хотел бы узнать побольше, — это...
19. Человек в группе, который немного пугает меня, — это... Почему?
20. То, о чем мне хотелось бы узнать в этой группе, — это...
Самые большие ожидания и самые большие опасения
Цели.
1. Поведенческие. Члены группы будут:
а) выявлять ожидания и опасения, записывать их;
б) спонтанно взаимодействовать с другими членами группы;
в) отрабатывать навыки эмпатии, выслушивая партнера.
2. Познавательные. Члены группы будут;
а) уменьшать чувство одиночества, давая и получая обратную связь с членами группы;
б) повышать эмпатию к другим членам группы, объясняя заполненные бланки партнера.
Материалы.
1. Копия бланков «Самые большие ожидания» и «Самые большие опасения» для каждого члена группы.
2. Ручки или карандаши.
Метод.
Члены группы работают самостоятельно, заполняя бланки своих самых больших ожиданий и самых больших опасений. Когда большинство участников справятся с заданием, они разбиваются на пары и вместе обсуждают заполненные бланки. Потом группа собирается в круг и каждый объясняет группе написанное его партнером. Поощряется обратная связь.
Инструкция.
Раздайте ксерокопии бланков и дайте указание членам группы подумать о своих самых больших ожиданиях и самых больших опасениях. Скажите группе, чтобы они записали свои ожидания и опасения в бланках. После того как все закончат, поделите группу на пары либо случайно выбранные, либо намеренно назначенные. Например, если Катя и Игорь недавно поссорились, то это может быть средством преодолеть их разногласия. С другой стороны, если вы совершенно уверены,
что Катя использовала бы это упражнение, чтобы высмеять и оскорбить Игоря, то их не следует назначать в пару. Дайте указание парам поделиться написанным друг с другом, дабы убедиться в том, что они правильно понимают, что их партнер подразумевает под написанным в его бланке. Поощряйте партнеров задавать вопросы и исследовать работу друг друга. Когда это сделано, созовите членов группы обратно в круг. Потом попросите каждого поделиться с группой тем, что написал его партнер. Поощряйте обратную связь от группы, однако вопросы и замечания следует адресовать представляющему написанное, а не автору. После того как это выполнено, объясните, что у автора теперь есть возможность сделать критические замечания относительно того, насколько хорошо партнер его понял. Потом назовите следующего по кругу члена группы.
Заключение.
Завершите занятие несколькими замечаниями по поводу следующего:
1. Общее в высказанных ожиданиях и опасениях;
2. Важность понимания того, что видит другой (эмпатия).
Примечания автора.
Это упражнение способствует развитию более глубокого общения в группе, потому что в работе задействованы два процесса: первый — повышение чувства принадлежности к группе, когда осознаются ожидания и опасения, второй — тренируются навыки сопереживания, когда члены группы представляют заполненные бланки своих партнеров.
Бланк.
Самые большие опасения.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5.________________________________________________________________
6.________________________________________________________________
Бланк.
Самые большие ожидания.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5.________________________________________________________________
6.________________________________________________________________