Пример из практики известного современного британского психоаналитика Р. Дж. Перлберг




В моей клинической практике я обнаружила, что фантазии о «фаллической», т. е. всемо­гущей, матери обычно представлены у обоих полов. Одна моя пациентка, молодая оди­нокая женщина, рассказывала о примере такой фантазии в ее снах и дневных грезах. В начале своего анализа она пересказывала жестокие сны, которые возникали в ее во­ображении, когда она занималась мастурбацией. Она представляла сцены сильнейшей агрессии со стороны мужчин при физической близости с ними. В этих дневных грезах она фантазировала, что она была одновременно мужчиной и женщиной и, следователь­но, не нуждалась в сексуальном партнере. Ее агрессия инкапсулировалась в этих фанта­зиях, и пациентка не могла найти альтернативного творческого выхода для этой энер­гии. Психоанализ позволил ей проработать ее чувство вины по отношению как к матери, так и к отцу для того, чтобы понять, как ей их недоставало и как она желала быть более успешной, чем они. Это позволило начаться терапевтическому процессу горевания и да­ло ей силы оставить свои две основные фантазии: быть сверхсильной и быть двуполым существом. Только после этого она смогла найти способ выражения своего творческого начала, и это оказалась живопись.

циях) в том смысле, что настоящее становится изоморфным (подобным) прошло­му, поскольку с течением времени меняются смыслы и функции конфликтов и до­бавляются новые пласты опыта и фантазий.

Становится все более очевидно, что усилия стольких женщин психологически отвернуться и отделиться от матери включают телесный симптом. Эти телесные ощущения могут варьироваться от тяжелых симптомов — анорексии или язвенно­го колита — до головокружений, астмы, экземы или состояний тревоги, таких как бессонница и гастрорасстройства. Р. Перлберг считает, что эти симптомы могут представлять собой разрешение конфликтов между стремлением к матери и стра­хом в ней раствориться. Другие проявления этого — разнообразные формы атаки по отношению к собственному телу (нанесение себе порезов, ненужные операции и т. п.) — также имеют место в клинической картине. В этих случаях важно пом­нить то, на что уже обращал внимание М. Браерли, а именно что «процессы интро-екции и проекции — это физические процессы, которые нужно отличать от сопут­ствующих фантазий и усилий тела совладать с конкретными объектами» (Brierly, 1936, р. 174). Р. Перлберг интерпретирует это как попытки атаковать мысли, чув­ства и желания, которые по определению происходят в уме, через тело.

М. Глассер предположил, что этот конфликт и есть ядро перверзий, но работы других психоаналитиков, например Д. Пайнс, показали, что они могут иметь бо­лее широкое значение, поскольку, как оказывается, они являются центром взаи­моотношений каждого человека со своей матерью.

В своем анализе литературы о женской сексуальности Д. Брин (Вгееп, 1993) указывает на разногласия между теми психоаналитиками, которые подчеркивают более позитивный, «основанный на биологии опыт женственности» (положитель­ная женственность), и теми, которые, следуя фрейдовской, по сути дефицитарной, модели женственности, определяют ее в понятиях недостатка (женственность — это отсутствие признаков мужественности). Третьи авторы делают акцент на су­ществовании обеих сторон женственности. Если считать, что естественные био­логические различия многократно подвергаются культурному и психологическому пересмотру и создаются их новые интерпретации как в процессе исторического развития общества, так и в ходе индивидуального развития человека, то можно прийти к решению в этом споре. Сама Брин отстаивает такое понимание женст-

Представления о женственности всегда формировались в социально-культурном контексте

венности, которое «охватывает как бессознательное ощущение недостатка чего-то, так и бессознательное ощущение "центрических" аспектов женственности» (там же, р. 37).

Тем не менее ряд даже психоаналитически ориентированных ученых считают, что гомосексуальность — это перверзия и невроз. Однако первые же сравнитель­ные исследования гомосексуальных и гетеросексуальных женщин показали, что женщины с гомосексуальной ориентацией нисколько не более невротичны, чем гетеросексуальные женщины, часто они даже лучше них социально приспособ­лены. Например, исследование, проведенное Калифорнийской школой профес­сиональной психологии в 1999 г. по вопросу взаимосвязи между телесной неудо­влетворенностью и интернализованной гомофобией, показало, что женщины с гомосексуальной ориентацией в целом больше удовлетворены своим телом, неже­ли женщины с гетеросексуальной ориентацией. В некоторых случаях выявлена определенная неудовлетворенность своим телом у гомосексуальных женщин, что связано, как показали интервью, с интернализацией негативных культурных уста­новок.

Сильным ударом по патолого-генетическим теориям гомосексуальности ста­ли работы Э. Хукер (см., например, Hooker, 1993), общий вывод которых гласил, что гомосексуальность как клиническое явление не существует. Однако, напри­мер, А. Лоуэн и Ф. С. Каприо остаются верны фрейдовской теории и придержива­ются идеи, что гомосексуализм — расстройство в инфантильном психосексуальном развитии, регрессия к нарциссизму и манифестация неправильной эмоциональ­ной адаптации.

В настоящий момент существует несколько мнений относительно становле­ния гомосексуальной идентичности.

1. Гомосексуальность дана индивиду изначально, индивидуальное развитие толь­ко обнаруживает и реализует то, что было заложено природой или сформиро­валось в очень раннем детстве.

'ПІКШЕ

2. Гомосексуальность формируется средой и воспитанием, например травмати­ческими переживаниями детства, сексуальным совращением подростка взрос­лыми или сверстниками и т. п.

3. Гомосексуальность является результатом индивидуального развития, более или менее сознательного выбора, это не судьба — это самоопределение.

Хотя эти подходы кажутся взаимоисключающими, каждый из них по-своему справедлив, потому что сексуальная ориентация многомерна, непроизвольное эро­тическое влечение к лицам собственного пола часто бывает врожденным или воз­никает в раннем детстве, целостный же сексуальный сценарий формируется под влиянием среды и воспитания. Что же касается самосознания и стиля жизни, то они, безусловно, предполагают выбор и индивидуальное самоопределение.

Психологическая помощь и консультирование людей с гомосексуальной ориентацией

Обращаясь к истории использования психотерапии для помощи лицам с гомосек­суальной ориентацией, стоит учесть точку зрения Фрейда, который полагал, что основной задачей психотерапевтической работы с гомосексуальными пациентами должно быть укрепление их способности к осознаванию, что, безусловно, спра­ведливо и для всех других клинических и неклинических случаев. Тем не менее в течение длительного времени в практике оказания таким людям психологической и психотерапевтической помощи доминировали патолого-генетические взгляды на гомосексуальность, чему в не малой степени способствовало то, что, согласно Международной классификации психических заболеваний (МКБ), вплоть до 1992 г. (а в американском Руководстве по диагностике и статистике психических рас­стройств (DSM) — до начала 1970-х гг.) гомосексуализм квалифицировался как одна из форм психического расстройства.

Существует точка зрения, что, несмотря на важный позитивный вклад психо­анализа в развитие подходов к психотерапевтической работе с людьми гомосексу­альной ориентации, он оказался все же слишком противоречивым для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, связанную с дискриминационными установка­ми, имеющими место в медицинской модели гомосексуальности. Д. Дейвис (Розо­вая психотерапия, Питер, 2001) предложил «аффирмативную» модель психоте­рапевтической работы с людьми гомосексуальной ориентации. Он подчеркивает, что эта модель не может быть всецело обоснована лишь с позиций гуманистиче­ского подхода (в частности, роджерианской школы психотерапии), психодинами­ческих или когнитивно-бихевиоральных представлений и что она связана с осо­бой системой взглядов и форм практической работы.

Говоря об основных принципах аффирмативной психотерапии, Д. Дейвис упо­минает следующие:

♦ уважение сексуальной ориентации клиента;

♦ признание его личностной ценности;

♦ уважение жизненного стиля и культурных предпочтений клиента.

Что касается условий проведения аффирмативной психотерапии, то Д. Дейвис указывает на необходимость равноправных отношений между клиентом и психо-

терапевтом. Он подчеркивает, что психотерапевт, прежде чем позволит себе рабо­тать с представителями «сексуальных меньшинств», обязан подвергнуть анализу ---------------------------1 систему своих взглядов и верований, так как определен-длящего лучшей если ные пРеДставления> которым следует психотерапевт, могут даже ему это неизвест- препятствовать проведению им психотерапии. Он обра­но, то психотерапевт и щает особое внимание на необходимость специальной под-подавно этого не знает. готовки психотерапевтов, где значительное место должно

______ г- Хоскангенген отводиться преодолению гомофобии и гетеросексизма,

а также получению разнообразной информации, позволяю­щей сформировать более адекватное представление об особенностях стиля жизни и культуре лиц с гомосексуальной ориентацией.

Для психолога, проводящего психотерапию с людьми с гомосексуальной или иной нетрадиционной сексуальной ориентацией, могут быть полезны следующие рекомендации:

1. Прежде чем начинать работу с клиентами, очень важно прийти к соглашению со своими собственными гомосексуальными переживаниями.

2. Все люди с гомосексуальной ориентацией испытали на себе социальную дис­криминацию, и этот опыт должен быть осмыслен и проработан.

3. Важно помочь клиенту в осознании усвоенных им стереотипных представле­ний о гомосексуальности.

4. Работая над расширением и углублением осознанности чувств клиента, следу­ет обратить особое внимание на необходимость осознания и выражения им чувств гнева.

5. Следует активно поддерживать в клиенте положительный образ его телесного Я.

6. Следует стремиться к тому, чтобы построить с клиентом равные отношения.

7. Необходимо помогать клиенту преодолеть чувства вины и стыда, связанные с гомосексуальными эмоциями и поведением.

8. Если это нужно, то использовать свой авторитет для того, чтобы утвердить ценность гомосексуальных представлений, чувств и поведения клиента.

В целом отождествление сексуальности с гетеросексуальностыо, которое ребе­нок усваивает с раннего детства, автоматически предполагает подавление и вытес­нение гомоэротических чувств. Это не только обедняет эмоциональные отноше­ния ребенка со сверстниками, но и порождает у него страх и тревогу по поводу своей реальной или мнимой гомосексуальности, проявляющийся в виде ненави­сти к гомосексуалам.

По данным PSYCHLIT Американской психологической ассоциации, за 29 лет в 1200 психологических журналов было опубликовано 2094 работы, предметом которых является мужской гомосексуализм, и 1680 работ, посвященных женской гомосексуальной ориентации. Это значительно меньше, чем количество статей, посвященных семейным конфликтам или неправильному обращению с ребенком в семье. Однако именно все большее понимание людьми природы и особенностей своей сексуальности (что мы хотим от партнера, наши ожидания, иллюзии, фанта­зии) помогут продвинуться в разрешении конфликтов в семье и снизить уровень насилия в обществе в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: