И Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями,




Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981).

</div>

<P>

<HR WIDTH="100%">

......... <br>

<A HREF="#IX">Лекция IX</A> <BR>

<A HREF="#X">Лекция X</A> <BR>

<A HREF="#XI">Лекция XI</A> <br>

........ <BR>

<A HREF="#XXIV">Лекция XXIV</A> <BR>

<A HREF="#XXV">Лекция XXV</A> <BR>

<A HREF="#XXVI">Лекция XXVI</A> <BR>

<A HREF="#XXVII">Лекция XXVII</A> <BR>

<A HREF="#XXVIII">Лекция XXVIII</A> <BR>

<A HREF="#XXIX">Лекция XXIX</A>

<HR WIDTH="100%">

<p><A NAME="IX"></A>ЛЕКЦИЯ IХ

<p> ТЕМА 19. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ЭЛЛАДЫ. ГОМЕР

<p> В ранней древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а

Внутри бронзового века - Критское (первая половина второго тысячелетия до н.

Э.), Микенское (вторая половина второго тысячелетия до н. э.) и Гомеровское

(начало первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые "азиатообразные" общества.

"Гомеровская Греция" - Эллада после дорийского завоевания - была шагом назад

По сравнению с ахейской Микенской Грецией, частичным возвращением к первобытнообщинному

Строю периода его разложения. Поэтому сложившийся в это время гомеровский эпос

- преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном

дорическом сознании. "Гомеровский вопрос" - вопрос об авторстве и происхождении

"Илиады" и "Одиссеи", обычно связываемых с именем Гомера,- выходит за пределы

Наших лекций.

<p> Мировоззренческое значение гомеровского эпоса. Этот эпос - прекрасный пример

Социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический

И религиозный элементы представлены воедино. Но все-таки это больше художественно-мифологическое,

Чем религиозно-мифологическое мировоззрение, потому что в центре эпоса люди

Или полубоги - герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой

Драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие

вопросы и сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются

Лишь походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст -

Такова первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной предфилософии.

<p> Начала. Проблема начала мироздания во времени - одна из главных проблем мифологического

Мировоззрения. Для мифологии проблема начала - это вопрос о космическом родоначальнике

Или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те

Или иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге

Океане и в богине Тефиде. Океан - "предок богов" (Ил. XIV, 201) 1 /То есть песнь

XIV, строка 201 (Илиада. М. - Л., 1949)./, именно от него "все происходит" (Ил.

XIV, 246). Этот Океан уже значительно демифологизирован и деантропоморфизирован.

В эпосе больше говорится об его естественной, чем об его сверхъестественной

Ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы

И другие реки. Одним из своих рукавов - Стиксом - Океан протекает через подземное

Царство.

<p> Космология. Космология Гомера мифологически примитивна, Мироздание состоит

Из трех частеи: неба, земли и подземелья, Небо и подземелье симметричны по отношению

К земле: глубочайшая часть подземелья - Тартар - настолько же удалена от непосредственно

Расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности

Земли. Земля - неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно

Меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило

В обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а

Внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант.

Солнце - зто бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари.

Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск.

Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном.

<p> Социоантропоморфизм. В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального

Имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические

Личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог

Сна Гипнос - брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны

Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном

и Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: