Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981).
</div>
<P>
<HR WIDTH="100%">
......... <br>
<A HREF="#IX">Лекция IX</A> <BR>
<A HREF="#X">Лекция X</A> <BR>
<A HREF="#XI">Лекция XI</A> <br>
........ <BR>
<A HREF="#XXIV">Лекция XXIV</A> <BR>
<A HREF="#XXV">Лекция XXV</A> <BR>
<A HREF="#XXVI">Лекция XXVI</A> <BR>
<A HREF="#XXVII">Лекция XXVII</A> <BR>
<A HREF="#XXVIII">Лекция XXVIII</A> <BR>
<A HREF="#XXIX">Лекция XXIX</A>
<HR WIDTH="100%">
<p><A NAME="IX"></A>ЛЕКЦИЯ IХ
<p> ТЕМА 19. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ЭЛЛАДЫ. ГОМЕР
<p> В ранней древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а
Внутри бронзового века - Критское (первая половина второго тысячелетия до н.
Э.), Микенское (вторая половина второго тысячелетия до н. э.) и Гомеровское
(начало первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые "азиатообразные" общества.
"Гомеровская Греция" - Эллада после дорийского завоевания - была шагом назад
По сравнению с ахейской Микенской Грецией, частичным возвращением к первобытнообщинному
Строю периода его разложения. Поэтому сложившийся в это время гомеровский эпос
- преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном
дорическом сознании. "Гомеровский вопрос" - вопрос об авторстве и происхождении
"Илиады" и "Одиссеи", обычно связываемых с именем Гомера,- выходит за пределы
Наших лекций.
<p> Мировоззренческое значение гомеровского эпоса. Этот эпос - прекрасный пример
Социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический
И религиозный элементы представлены воедино. Но все-таки это больше художественно-мифологическое,
|
Чем религиозно-мифологическое мировоззрение, потому что в центре эпоса люди
Или полубоги - герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой
Драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие
вопросы и сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются
Лишь походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст -
Такова первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной предфилософии.
<p> Начала. Проблема начала мироздания во времени - одна из главных проблем мифологического
Мировоззрения. Для мифологии проблема начала - это вопрос о космическом родоначальнике
Или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те
Или иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге
Океане и в богине Тефиде. Океан - "предок богов" (Ил. XIV, 201) 1 /То есть песнь
XIV, строка 201 (Илиада. М. - Л., 1949)./, именно от него "все происходит" (Ил.
XIV, 246). Этот Океан уже значительно демифологизирован и деантропоморфизирован.
В эпосе больше говорится об его естественной, чем об его сверхъестественной
Ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы
И другие реки. Одним из своих рукавов - Стиксом - Океан протекает через подземное
Царство.
<p> Космология. Космология Гомера мифологически примитивна, Мироздание состоит
|
Из трех частеи: неба, земли и подземелья, Небо и подземелье симметричны по отношению
К земле: глубочайшая часть подземелья - Тартар - настолько же удалена от непосредственно
Расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности
Земли. Земля - неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно
Меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило
В обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а
Внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант.
Солнце - зто бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари.
Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск.
Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном.
<p> Социоантропоморфизм. В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального
Имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические
Личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог
Сна Гипнос - брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны
Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном
и Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями,