В том числе мистериям в честь традиционного Диониса. Орфизм имел большое мировоззренческое




Обоснование в системе мифологического мировоззрения, в которой уже просвечивали

Элементы философии. Это особенно сказывается в орфическом представлении о первоначале,

или о первоначалах. Поскольку орфическая литература погибла, то об орфизме мы

Знаем лишь понаслышке. А в этих слухах об орфиках было полно противоречий.

<p> Начало. Уже сами древние расходились между собой в вопросе о том, что же орфики

Принимали за начало мира. Одни называли Ночь - Нюкту, другие - Воду, третьи

- слитность Земли, Неба и Моря, четвертые - Время. Поздний античный философ

Прокл (V в.) усматривал превосходство Орфея в том, что если Гесиод принял за

Первоначало возникшее во времени (Хаос), то Орфей нашел первоначало в самом

Времени. Но это, по-видимому, модернизация орфизма в духе неоплатонизма, к которому

Прокл принадлежал. Наиболее вероятно, что орфики принимали за исходное состояние

Мироздания Воду. Как это, так и другие возможные первоначала орфиков в значительной

Мере демифологизированы и дезантропоморфизированы.

<p> Космотеогония. Теогония орфиков более космогонична, чем тсогония Гесиода.

У орфиков космогонические ступени перемежаются с теогоническими. В космотеогонии

Орфиков можно насчитать 12 ступепей. Это: 1) первовода; 2) некий дракон времени

Геракл (не путать с героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены) и его спутница Адрастия;

3) Эфир, Эреб и Хаос; 4) "Яйцо"; 5) бог Фанес; 6) богиня Нюкта; 7) боги Уран,

Гея и Понт; 9) Киклопы, гекатонхейры и титаны, в числе последних Крон и Рея;

Зсвс; 10) Кора-Персефона; 11) Дионис - сын Зевса; 12) человек. Уже из этого

Перечисления видно, что мировоззрение орфиков - беспорядочное смешение теогонии

С космогоглей. Уже демифологизированное начало мироздания порождает некое чудовище

Геракла. Это двуполый крылатый дракон с головами быка и льва и ликом бога между

Этими двумя головами. Его сопровождает Адрастия - Неотврзтимая. В целом Геракл

С Адрастией - образ-символ нестареющего неотвратимого времени. Отсюда и возникла

Неоплатоническая версия орфизма, согласно которой орфики приняли за первоиачало

Время. Но это все-таки, по-видимому, второе начало. Алрастия расходится по всему

Мирозданшо и связывает его воедино. Эту ступень можно считать полумифологизированной

И полуантропоморфизированной.

<p> Зато полностью демифологизированы третья и четвертая ступени. От дракона происходят

Такие вполне естественные формы вещества, как влажный эфир, беспредельный хаос

И туманный эреб (мрак). В хаoce как зиянии из вращающегося в нем эфира зарождается

космическое "яйцо".

<p> Но этим тенденции и демифологизации в орфизме исчерпываются. Из "яйца" вылупляется

Фанес. Фанес, т. е. "сияющий",- некий златокрылый, двуполый, самооплодотворяющийся,

Многоименный бог. Он содержит в себе зачатии всех миров, богов, существ и вещей.

Прежде всего Фанес порождает свою противоположность - Нюкту-ночь, а от нее -

Урана-небо, Гею-землю, Понт-море. Таковы пятая (Фанес), шестая (Нюкта) и седьмая

(Уран, Гея и Понт) ступени орфической космотеогонки.

<p> Восьмая и девятая ступени сходны с соответствующими частями теогонии Гесиода.

Уран и Гея рождают трех Киклопов, трех Гекатонхейров и (этого, правда, у Геспода

Нет) трех мойр (у Гесиода мойры - дочери Фемиды). Стыдясь своих детей, Уран

Удерживает их в Гее-земле. Титанов пока еще нет. Их Гея рождает в знак протеста

Против насилия Урана. Крон свергает своего отца Урана, пожирает своих детей.

Рея спасает Зевса. Зевс вступает в брак с Герой. Все это здесь, как и у Гесиода.

Но на этом сходство кончается. Далее Зевс вступает в связь со своей матерью

Реей, отождествленной орфиками с Деметрой, а затем со своей дочерью от своей

Матери. Зту дочь зовут Кopa, она же Персефона. Кора-Персейона рождает Диониса-Загрея.

Подстрекаемые ревнивой женой Зевса Герой титаны пожирают Диониса-Загрея. Загрей

- эпитет Диониса "первого" как сына Зевса и Персефоны, растерзанного титанами

Сразу же после его рождения. Зевс испепеляет титанов. Афина приносит Зевсу подобранное

Ею сердце Диониса, которое титаны не успели пожрать. Поглотив сердце своего

Сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы. Это второй Дионис. Из титанодионисийского

Пепла Зевс творит человека. Так орфическая теогония прямо перерастает в антропогонию.

В орфизме человек - не побочный продукт теогонии, а прямой ее результат, цель

Всего космического процесса.

<p> Антропология орфиков. Человек двойствен. В нем два начала: низшее, телесное,

Титаническое, и высшее, духовное, дионисийское. В орфизме дионисизм аполлонизирован.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: