<p> Первоначала. Ферекид принял за первоначала Зевса, которого он называет Засом,
Хтонию и Хроноса. Ферекид пытается осмыслить имена богов, а таыке упростить
Мифологическую картину мира путем отождествления некоторых богов. Именуя Зевса
Засом, Ферекид сводил Зевса к земле, ведь на Кипре божество земли Гея (у Ферекида
- Ге) именовалось "За". Гею же Ферекид связал с Хтонией. У Ферекида Хтония -
Девичье имя Геи. Осмысливая имя Кроноса, Ферекид превратил Кроноса в Хроноса
(время). Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая в качестве
Невесты Зевса приобретает имя Геи. Отсюда другое название того же труда Ферекида
- "Смешение богов". У Ферекида боги утрачивают свои четкие контуры и начинают
Смешиваться друг с другом. Это говорит о кризисе антропоморфического, мифологического
Мировоззрения.
<p> Три первоначала Ферекида близки к естественным явлениям. Поздний античный
Философ-христианин Эрмий (Гермий) не без основания увидел в Засе Ферекида творческую
Силу огня (эфира), в Хтонии - землю как пассивный предмет труда, а в Хроносе
- время, в котором все происходит.
<p> Космотеогония. В сохранившемся фрагменте "Гептамихоса" сказано, что "Хтония
получила имя Геи, так как Зевс дал ей Землю в качестве свадебного подарка" (ДК
В 1) 1 / То есть гл. 7, разд. В, параг. 1. ДК - условное сокращенное нанменование
Труда немецкого ученого Германа Дильса, выбравшего из произведений в основном
Поздних античных писателей цитируемые ими изречения ранних греческих филоссфоф,
Живших до Сократа,- досократиков, а также сведения о жизни и учениях этих философов,
|
продолженного его учеником Вальтером Кранцем. Эти "Фрагменты досократиков" Г.
Дильса переведены с третьего издания А. Маковельским (cм. Досократики. Казань,
Ч. 1-3). Однако предфилософский период в истории античного мировоззрения
У А. Маковельского отсутствует, так как он отсутствовал в третьем издании у
самого Г. Днльса. "Досократики" А. Маковельского - библиографическая редкость.
Это же отиосится и к "Софистам" - завершающей части перевода А. Маковельского,
Вышедлсй двумя выпусками в 1940 - 1941 гг. в Баку. /. Зевс создал землю и океан
(Ферекид называет его Огеном), вышивая их на свадебном покрывале (в те времена
Существовал обычай: невеста обменивала свое свадебное покрывало на покрывало,
Вышитое ее женихом). Далее Хронос производит воздух (пневму), огонь и воду (А
Из своего семени. Вода, воздух, огонь у Ферекида уже естественные стихии.
Но земля все еще мифологически зашифрована в образе Геи-Хтонии.
<p> Земля, вода, воздух и огонь распадаются, далее, на пять частей, из которых
Возникают, однако, не естественные виды, а сверхъестественные существа. Это
Океаниды, Офиониды, Крониды, полубоги-герои и духи-демоны. Офиониды олицетворяли
Темные хтонические силы. Их возглавляет змий Офионей. Они выступают против Зевса,
Который после жестокой космической войны свергает их в Тартар. В этой борьбе
Зевса поддерживали Крониды, т. е. титаны во главе с Кроном.
<p> Вечность первоначал. Мировоззрение Ферекида более демифологично, чем мировоззрение
|
Гомера, Гесиода и орфиков, ибо Ферекид провозгласил вечность первопачал мироздания.
Известно, что сочинение Ферекида начиналось словами "Зас и Хронос были всегда,
а вместе с ними и Хтония" (7 В 1). Поэтому в своей "Метафизике" Аристотель не
зря называет Ферекида в числе тех древних поэтов-теологов, "у кого изложение
носит смешанный характер, поскольку они не говорят обо всем в форме мифа" (XIV
То есть книга ХIV, глава 4 (Аристотель. Метафизика. М. - Л., 1934, с.
247)./.
<p> ТЕМА 23. "CEMb МУДРЕЦОВ"
<p> Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова
"семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали
Различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это
Говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания
магия чисел, которую мы находим и у Гесиода, поэтому его поэма называлась "Труды
и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны
Или неблагоприятны для тех или иных дел.
<p> Разные источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний
Из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге
Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский.