и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон" (343 А). Позднее
У Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает
Периандр - коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периаидра из состава
"семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки. Но во
Всех семерках иеизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак.
Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх и своем
произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе
У Периандра.
<p> Время деятельностп "семи мудрецов" - конец 7 и начало 6 в. до н. э. Это конец
четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и "гомеровской"
Греции) периода в истории Эгейского мира - периода архаической Греции (8 - 7
Вв. до н. э.) и начало пятого периода. В 6 в. до н. э. Эллада вступает в век
Железа. На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис
- город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически
И политически подчинены городу. Развиваются товарно-денежные, вещные отношения
между людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов, "благородных", велущих
Свой род от родоначальнпков полубогов-героев, а тем самым идеологически обосновывающих
Свое право на господство, в ряде наиболее передовых полисов свергается. На ее
Место ставится тирания. Тираническая антиаристократическая форма правления устанавливается
В Мегаре во второй половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце
В. до н. э., в Сикионе и в Афинах - в начале 6 в. до н. э. В начале 6 в. до
|
Н. э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социальной стратияфикации
Там стало не происхождение, а имущественное положение.
<p> Обыденное моральное сознание. Мудрость "семи мудрецов" нельзя отнести ни к
Науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник
Философии, а именно - обыденное сознание, в особенности то, которое достигает
Уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся
Иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека и его социальности.
Этим, как помним, особенно отличалась китайская предфилософия и даже философия.
Но то, что для Китая было судьбой, то для Эллалы было лишь эпизодом. Конечно,
возможна историко-сравнительная тема "Конфуций и "семь мудрецов", но развить
Ее можно только в обшем контексте древнекитайской и древнеиндийской предфилософии
И философии. В отличие от древнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая
философия возникла не как этика, а как натурфилософия, а лучше сказать, "фисикофилософия".
<p> Вместе с падением политичеркой власти аристократии утрачивает свою гегемонию
И мифологическое мировоззрение, чья идеологическая функция в условиях обществ
"бронзового века" состоит в обосновании, как мы уже сказали, права землевладельческой
Аристократии на господство над земледельцами. Со временем начинают складываться
Первые еще очень наивные, но все же немифологические системы взглядов. Но на
|
Первых порах миру богов и героев противопоставляется осмысление обыденного сознания
В афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира. Это чисто житейская
Практическая мудрость, но достигшая своего атомарного обобщения в сжатых мудрых
Изречениях.
<p> Такие афоризмы, или гномы, имели форму всеобшности. Аристотель определяет
"гному" как "высказывание общего характера". Гномы пользовались большой известностью.
Изречения "ничего сверх меры" и "познай самого себя" были даже высечены над
входом в дельфийский храм Аполлона. Диоген Лаэрций сообшает, что имена "семи
мудрецов" были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии (582 г.
До н. э.).
<p> Три вида гном. В лице своих мудрецов античное мировоззренческое сознание обращается
от мифологических теогоний к человеку. Уже в Гссиодовых "Трудах и днях" зарождается
Нравственная рефлексия, осознание механизма общественных запретов и предписаний,
Дотоле работавшего стихийно. Но и в гномах можно увидеть зарожденпе древнегреческой
Этики. Конечно, этика - это наука о нравственности, а не сама нравственность,
Но нравственное самосознание - это уже начало этики. Античная мифология не отличалась
Ни нравственным уровнем, ни морализированием. Выше говорилось, что у Гомера