Революции.
<p> Философия в Элладе возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского
Класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Связь с
Производством, получившим возможность резкого развития в связи с переходом к
Железу, развитие товарно-денежных, вещных отношений, городская культура, классовая
Борьба, переход от авторитарных аристократических к тираническим, а через них
И к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности
И личной инициативы - все это способствовало реализации той возможности философии,
Которая была заложена в предфилософии.
<p> Античная философия. Вместе с тем античная философия в целом - философия рабовладельческого
Общества, что наложило на нее неизгладимую печать. Обоснование рабства, духовный
Аристократизм, все же невысокий уровень дедуктивной науки, отсутствие экспериментального
Исследования, созерцательность и умозрительность подавляющего большинства философских
Доктрин, отсутствие непосредственнои связи с практикой в результате презрения
К производственнои деятельности - все это ограничивало возможности античной
Философии.
<p> Вместе с тем античная философия - грандиозная попытка построить рационализированную
картину мира, решить разумно основной вопрос мировоззрения. "Греки,- писал К.
Маркс,- навсегда останутся нашими учителями благодаря... грандиозной объективной
Наивности, выставляющей каждый предмет... без покровов, в чистом свете его природы,
хотя бы это и был тусклый свет" 1 /Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений,
|
с. 205./. Ф. Энгельс подчеркнул: "...в многообразных формах греческой философии
Уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы
мировоззрений" 2 /Маркс К., Знгельс Ф. Соч, 2-е изд., т. 20, с. 369./.
<p> Периодизация античной философии. Древнезападная, античная, сначала только
Греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия
(с 6 в. до н. э. по Vl в. н. э.). За это время она прошла, как и вся античная
Культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели.
В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:
Зарождение и формирование (6 в. до н. э.); 2) зрелость и расцвет (5 - 4 вв.
До н. э.), 3) закат - это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия
Перпода Римской республики (3 - 1 вв. до н. э.) и 4) период упадка и гибели
В эпоху Римской империи (1 - 5 вв. н. з.).
<p> Источники. Античная философская литература сохранилась в общем плохо. Все
Труды философов первого периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, и то
Благодаря тому, что они приводились в трудах тех более поздних античных авторов,
Которым удалось пробиться сквозь тьму веков. Труды большинства философов второго
Периода также целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения
Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается и в третьем и в четвертом
Периодах, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше.
Например, удивнтельно, что полностью сохранилась философская поэма античного
|
материалиста Лукреция Кара "О природе вещей". Поэтому информация, полученная
Из вторых рук, составляет большую часть нашей информации в случае древнезападной,
Как, впрочем, и древневосточной философии. Но информация, полученная из поздних
Источников, кишит противоречиями, ошибками и модернизациями. Такая информация
в основном принадлежит так называемым доксографам, т. е. "описывателям мнений",
Неспособным на сколько-нибудь серьезньш анализ. Впрочем, имеются и более надежные
Источники наших знаний о древнейшей греческой философии.
<p> Это прежде всего Платон и Аристотель. В "Метанризике" Аристотеля содержится
Первый очерк истории античной философии, правда, лишь в одном аспекте - в аспекте
Аристотелевского учения о первопричинах. Мысли Платона и Аристотеля следует
Скорее относить к логической, чем к эмпирической концепции истории философии.
Начало подлинной доксографии можно найти, пожалуй, у Теофраста, ученика Аристотеля,
который оппсывает учения философоф по проблемам в своем труде "Мнения физиков",
Дошедшем до нас в егo небольшой части. Причем в отличие от Аристотеля Теофраст
Не подгонял историко-философский материал к своей концепции.
<p> Хотя труд Теофраста не дошел до нас целиком, он был использован такими поздними
Античными авторами, как Псевдо-Плутарх, Арий Дидим, Филодем, Цицерон, Александр