Род от этого прилагательного, это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное.




<p> Все древние авторы согласны с тем, что апейрон Анаксимандра материален, веществен.

Но трудно сказать, что это такое. Одни видели в апейроне мигму, т. е. смесь

(земли, воды, воздуха и огня), другие - метаксю, нечто среднее между двумя стихиями

- между огнем и воздухом, третьи полагали, что апейрон неопределенен. Аристотель

Полагал, что Анаксимандр пришел к идее апейрона считая, что бесконечность и

Беспредельность какой-либо стихии привела бы к ее предпочтению перед тремя другими

Как конечными, а потому Анаксимандр свое бесконечное сделал неопределенным,

Безразличным ко всем стихиям. Симпликий находит два основания. Как генетическое

Начало апейрон должен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанциальное

Начало апейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращения

Стихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода,

Воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у них

Есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей,

Ни водой. А это и есть апейрон, но уже не столько пространственно безграничный,

Сколько безграничный внутренне, т. е. неопределенный.

<p> Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся словам Анаксимандра мы знаем,

что апейрон "не знает старости" (В 2), что апейрон "бессмертен и неуничтожим"

(В 3). Он находится в вечной активности, в вечном движении. Движение присуще

Апейрону как его свойство.

<p> Космогония. Апейрон - не только субстанциальное, но и генетическое начало

Космоса. Из него не только все в сущности, в своей основе состоит, но и возникает.

Анаксимандрова космогония принципиально отличается от вышеизложенных космогоний

Гесиода и орфиков, которые были теогониями лишь с элементами космогонии. У Анаксимандра

Никаких элементов теогонии уже нет. От теогонии остался лишь атрибут божественности,

Но и то только потому, что апейрон, как и боги мифологии, вечен и бессмертен.

<p> Апейрон все из себя производит сам. Находясь во вращательном движении, апейроы

Выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации

Этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное),

Воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается

Как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит

Взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного

Огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана. Так

Образуется суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом.

Это, говорил Анаксимандр, как бы три обода колеса колесницы (мы скажем: это

Как бы три шины), полые внутри и наполненные огнем. Эти кольца невидимы с земли.

В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный

В нем огонь. Это звезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем

Также одно. Это Солнце. Отверстия способны полностью или частично закрываться.

Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли.

С ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд,

Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения между диаметрами трех космических

Ободов или колец. Эта картина мира неверна. Но поражает в ней полное отсутствие

Богов, божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение и устройство

Мира из внутренних причин и из одного материально-вещественного начала. Во-вторых,

Здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является и то,

Что он есть, не одно и то же. Мы видим звезды, Солнце, Луну, но не видим ободов,

Отверстиями которых звезды, Луна и Солнце являются. Мир чувств должен быть исследован,

Он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойти дальше непосредственного

Созерцания.

<p> Происхождение жизни. Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка

О происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием

Небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли

На сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел

Человек. В общем все это верно. Правда, у Анаксимандра человек произошел не

От сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого

Состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: