Стихий - в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т. е. апейрос.
Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон - свойство воздуха.
<p> Космогония. Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из
Воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала
Огнем, затем эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками, водой, землей и камнем.
Анаксимен подошел здесь к диалектической идее превращения количественных изменений
В качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение - с охлаждением.
Это, конечно, неверно. Поскольку дыхание теплое, ему казалось, что воздух при
Выдыхании разрежается и оттого теплеет.
<p> Анаксимен думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась от своего быстрого
Движения.
<p> Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этсм неподвижна, а другие
Светила движутся воздушными вихрями.
<p> Психология и атеизм. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько
Нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью
К самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо.
Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая
Построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало
И тела, и души. Душа воздушна.
<p> Что же касается богов, то Анаксимен также выводил их из воздуха. Августин
сообщает, что "Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием". Но он,
сообщает Августин, был убежден, что "не богами создан воздух, а что они сами
|
из воздуха" (А 10). Итак, боги - модификация материальной субстанции. Что же
Тогда в них божественного? - спрашивает христианский теолог.
<p> Научные догадки. Некоторые догадки Анаксимена довольно удачны. Град образуется
При замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан
Воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух, что неверно. Плоская
Земля неподвижно парит в воздухе. Так же парящие плоские Солнце, Луна и планеты,
Которые Анаксимен отличил от звезд, движутся космическими ветрами.
<p> Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды далее Луны и Солнца.
Состояние погоды он связывал с активностью Солнца,
<P><A NAME="XXIV"></A>ЛЕКЦИЯ XXIV
<P>TEMA 56. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
<P>Аристотель - величайший древнегреческий философ. Ф. Энгельс назвал Аристотеля
"самой универсальной головой" среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим
"существеннейшие формы диалектического мышления" 1 /Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Е изд., т. 20, с. 19./.
<P>Аристотель жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира,
Расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией,
От которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского
Царя Аминты III, а сам Аристотель - сверстник сына Аминты, будущего македонского
Царя Филиппа II.
<P>Первый афинский период. В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл
в Афины и стал слушателем "Академии" Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть
|
до смерти основателя "Академии" в 347 г. до н. э. Платон был намного старше
Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Сравнивая
Аристотеля, которого он называл "умом", с другим своим учеником - Ксенократом,
Платон говорил, что если Ксенократ нуждается в шпорах, то Аристотель - в узде.
Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона. В написанном Аристотелем на
Смерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь
Даже хвалить Платона. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые
места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет: "Платон мне друг,
но истина дороже". Платонизм будет подвергнут проницательной и нелицеприятной
Критике. Но первое время, как это видно из ранних сочинений Аристотеля, он полностью
Разделяет взгляды Платона. В 355 г. до н. э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось
В связи с приходом к власти в этом городе промакедонской партии. Однако смерть
Платона и нежелание Аристотеля оставаться в "Академии", возглавленной преемником
Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставить Афины.
<P>Годы странствий. Покинув их, Аристотель первые шесть лет живет в малоазийской
Греции, сперва в прибрежном городе Ассосе, а затем в городе Митилена на соседнем