Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех




Стихий - в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т. е. апейрос.

Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон - свойство воздуха.

<p> Космогония. Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из

Воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала

Огнем, затем эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками, водой, землей и камнем.

Анаксимен подошел здесь к диалектической идее превращения количественных изменений

В качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение - с охлаждением.

Это, конечно, неверно. Поскольку дыхание теплое, ему казалось, что воздух при

Выдыхании разрежается и оттого теплеет.

<p> Анаксимен думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась от своего быстрого

Движения.

<p> Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этсм неподвижна, а другие

Светила движутся воздушными вихрями.

<p> Психология и атеизм. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько

Нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью

К самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо.

Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая

Построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало

И тела, и души. Душа воздушна.

<p> Что же касается богов, то Анаксимен также выводил их из воздуха. Августин

сообщает, что "Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием". Но он,

сообщает Августин, был убежден, что "не богами создан воздух, а что они сами

из воздуха" (А 10). Итак, боги - модификация материальной субстанции. Что же

Тогда в них божественного? - спрашивает христианский теолог.

<p> Научные догадки. Некоторые догадки Анаксимена довольно удачны. Град образуется

При замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан

Воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух, что неверно. Плоская

Земля неподвижно парит в воздухе. Так же парящие плоские Солнце, Луна и планеты,

Которые Анаксимен отличил от звезд, движутся космическими ветрами.

<p> Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды далее Луны и Солнца.

Состояние погоды он связывал с активностью Солнца,

<P><A NAME="XXIV"></A>ЛЕКЦИЯ XXIV

<P>TEMA 56. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

<P>Аристотель - величайший древнегреческий философ. Ф. Энгельс назвал Аристотеля

"самой универсальной головой" среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим

"существеннейшие формы диалектического мышления" 1 /Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

Е изд., т. 20, с. 19./.

<P>Аристотель жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира,

Расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией,

От которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского

Царя Аминты III, а сам Аристотель - сверстник сына Аминты, будущего македонского

Царя Филиппа II.

<P>Первый афинский период. В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл

в Афины и стал слушателем "Академии" Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть

до смерти основателя "Академии" в 347 г. до н. э. Платон был намного старше

Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Сравнивая

Аристотеля, которого он называл "умом", с другим своим учеником - Ксенократом,

Платон говорил, что если Ксенократ нуждается в шпорах, то Аристотель - в узде.

Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона. В написанном Аристотелем на

Смерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь

Даже хвалить Платона. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые

места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет: "Платон мне друг,

но истина дороже". Платонизм будет подвергнут проницательной и нелицеприятной

Критике. Но первое время, как это видно из ранних сочинений Аристотеля, он полностью

Разделяет взгляды Платона. В 355 г. до н. э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось

В связи с приходом к власти в этом городе промакедонской партии. Однако смерть

Платона и нежелание Аристотеля оставаться в "Академии", возглавленной преемником

Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставить Афины.

<P>Годы странствий. Покинув их, Аристотель первые шесть лет живет в малоазийской

Греции, сперва в прибрежном городе Ассосе, а затем в городе Митилена на соседнем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: