Не имела бы права на существование, не имела бы своего предмета. Поскольку же
предметом физики являются материя и подвижные, изменчивые "чувственные сущности",
То, с точки зрения Аристотеля, философия имеет право на самостоятельное существование
Лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные
и неподвижные, вечные сущности. Сам философ говорит об этом так: "Главным образом
Нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо, кроме материи,
самостоятельной причиной или нет" (Метаф. III, 1, с. 44) 1. /То есть "Метафизика",
кн. III, гл, 1. Цит. по кн.: Аристотель. Метафизика. М. - Л., 1934./ "Вопрос
идет о том, существует ли, помимо чувственных сущностей, [еще] какая-нибудь
неподвижная и вечная, или же нет, и если существует, то в чем она" (XIII, 1,
С. 218),
<P>На оба вопроса Аристотель отвечает утвердительно: да, нематериальные самостоятельные
Причины существуют, существуют также и сверхчувственные неподвижные и вечные
сущности. Их-то и изучает философия, "первая философия". И эти причины и эти
сущности ценнее того, чем занимается физика, поэтомy философия "идет впереди"
физики, поэтому она "первая", а физика - "вторая". Если бы нематериальных причин,
Неподвижных и вечных сушностей не было, а была бы лишь природа, то на первое
Место среди наук следовало бы ставить физику.
<P>Позднее такие сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности
Были названы метафизическими, а наука о них получила название метафизики, ей
Сопутствовал и метафизический метод, поскольку предметы метафизики мыслились
|
Неизменными, лишенными развития, вечными (правда, ирония истории философии состояла
В том, что идущее перед физикой у самого Аристотеля было названо метафизикой,
т. е. идущим после физики). "Первая философия", по Аристотелю,- наука "наиболее
божественная" в двух смыслах: владеть ею пристало скорее богу, чем человеку,
ее предметом являются "божественные предметы", поэтому Аристотель называет свою
Философию теологией, учением о боге (первым, по-видимому, вводя в обращение
Это слово). Сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности и нематериальные
Причины Аристотель связывает с богом. Поэтому предметом философии Аристотеля
Оказывается бог (в его особом, философском понимании, о чем ниже).
<P>Однако бог лишь "одно из начал" (I, 2, с. 22). Поэтому философия Аристотеля
все же шире теологии. Она изучает вообще "начала и причины [всего] сущего...посколькy
оно [берется] как сущее" (VI, 1, с. 107). Аристотель называет эти причины "высшими",
а начала - "первыми".
<P>Таким образом, предмет философии у Аристотеля расширяется. Поскольку же это
Высшие причины и первые начала всего сущего как сущего, то в центре внимания
Аристотеля оказывается сущее как таковое. На вопрос, "имеет ли первая философия
Общий характер или она подвергает рассмотрению какой-нибудь один род бытия и
какую-нибудь одну сущность" (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что "первая
философия" - эта "наука философа" - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее
как таковое", "сущее просто", что она "исследует общую природу сущего как такового"
|
И рассматривает некоторые сооственио ему принадлежащие свойства. О сущем же,
Подчеркивает Аристотель, говорится в нескольких значениях, поэтому получается,
Что предмет философии Аристотеля как некая поисковая область весьма обширен.
Bcя философия Аристотеля - попытка разобраться в сущем, открыть его структуру,
Найти в нем главное, определить его по отношению к не-сущему, или к небытию.
<P>Основной же вопрос философии, вопрос об отношении сущего, бытия к мышлению,
В ясной форме у Аристотеля не ставится, а ставится неявно. У каждого крупного
Философа прошлого времени основной вопрос философии принимал в силу его неосознанности
Неявную и свойственную только этому философу форму. Выше мы видели, как представлял
себе основной вопрос философии Платон в диалоге "Софист". У Аристотеля в силу
Его колебаний между материализмом и идеализмом осповной вопрос философии выступает
В менее явной форме, чем у Платона. Для Аристотеля основной вопрос философии
Выражается, по-видимому, в тех двух вопросах, о которых говорилось выше: существует
Ли самостоятельная нематериальная причина и существуют ли неподвижные и вечные
Сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей