И физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии




В философии Аристотеля.

<P>В целом Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе,

Чем к Гераклиту, - сторонник тождества бытия и мышления: формы мышления для

Него есть формы бытия, и наоборот. Что это так, очевидно из трактовки того,

что сам Аристотель называет "началом для всех других аксиом" (IV, 3, с. 39).

Это начало также входит у него в предмет философии; поскольку оно имеет отношение

Также ко всему сущему, его действие универсально. Зто же начало помогает у Аристотеля

Определить взаимоотношение бытия и небытия, решить проблему небытия, поставленную

Уже до Аристотеля Парменидом и развитую Демокритом и Платоном. Но это должно

Быть предметом следующей темы.

<P>TEMA 58. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИИ. ОСНОВНОИ ЗАКОН

БЫТИЯ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ

<P>Проблема противоположностей была поставлена задолго до Аристотеля Гераклитом,

Который, как известно, учил об их тождестве: жизнь и смерть, добро и зло, прекрасное

И безобразное, свобода и рабство оказывались у этого диалектика, в сущности,

Одним и тем же. Но Аристотель резко отрицательно относится к Гераклиту.

<P>Обобщая его диалектику, Аристотель фиксировал утверждение Гераклита о том,

Что одно и то же существует и не существует (т. е. применительно к вышеприведенным

Четырем парам противоположностей это означает, что поскольку жизнь есть жизнь

И в то же время смерть, добро есть добро и в то же время зло и так далее, то

Жизнь и смерть, добро и зло одновременно существуют и не существуют). Возражая

Гераклиту, Аристотель утверждает, что "невозможно, чтобы противоположные вещи

вместе находились в одном и том же" (IV, 3, с. б3). Заметим, что Аристотель

Не говорит здесь о тождестве противоположностей, как это имело место у Гераклита,

Утверждавшего, что одно и то же живое и мертвое и т. п.

<P>Для Аристотеля такой оборот совершенно бессмыслен, он его даже не обсуждает.

Для него очевидно, что противоположности сами по себе не существуют, поэтому

Надо говорить не о живом и мертвом, прекрасном и безобразном и т. п., а о живом

Или мертвом существе и т. п., т. е. противоположности должны всегда иметь своего

Носителя, которому они могут быть присущи или неприсущи, в котором они могут

Находиться пли не находиться. Аристотель говорит об этом вполне однозначно в

четырнадцатой книге "Метафизики": "Все противоположные определения всегда восходят

к некоторому субстрату, и не одно [из них] не может существовать отдельно" (XIV,

1, с. 239). Поэтому "из числа противоположностей ничто не, является в полном

смысле слова началом всех вещей" (XIV, 1, с. 239). В самом деле, как противоположности

Могут быть началами, если они нуждаются для своей реализации в некоем субстрате,

Носителе, в том, в чем они должны находиться? Итак, возражая Гераклиту, Аристотель

Не говорит, что живое и мертвое не одно и то же, такая формулировка для него

уже явно некорректна, он говорит, что живое и мертвое как некие "противоположные

вещи" не могут вместе находиться в одном и том же т. е. в одном и том же, надо

Полагать, существе. Но Аристотель на этом не останавливается. Его глубокий аналитический

Ум говорит ему, что противоположность противоположности рознь, что имеется сложная

Система противоположностей.

<P>Различие, противолежащее, противоположность и противоречие. Аристотель говорит

О противоположностях неоднозначно, употребляет разные термины в разных местах.

Сообщаемое в V книге "Метафизики" отличается от того, что он указывает в десятой.

Но обобщая, можно заметить, что Аристотель исходит из принципа различия. Противоположное

Возможно лишь там, где есть различие. Но не всякое различие есть противоположное.

Между различием и противоположным Аристотель вставляет противолежащее и определяет

Его как наибольшее законченное различие. Противоположное же оказывается одним

Из видов противолежащего. Другой вид противолежащего - противоречие. Итак, противоположность

И противоречие - виды, противолежащее - род.

<P>Теперь Аристотель может перейти к главному - к указанию различия между противоположностью

И противоречием. Мы говорим о двух взаимоисключающих сторонах как о противоположностях,

Если между ними возможно среднее, т. е. отсутствие одной стороны не означает

Непременное присутствие другой. Если человек недурен, то это не означает, что

Он непременно хорош. Человек может быть и не хорош, и не дурен, а чем-то средним.

Но, конечно, при этом мы должны рассматривать предмет с одной точки зрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: