Ключом к пониманию формы (морфэ) Аристотеля является отождествление ее с сутью




вещи (с первой сущностью, по "Метафизике"), с сущью бытия вещи. Поэтому форма

- не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое соответствует

Самостоятельно существующим вещам, поскольку именно они - существительные.

<P>Понимание сути бытия, а тем самым и формы как минимально общего, такого общего,

Которое почти сливается с единичным, дабы, как Антей от Земли, черпать у него

Силу для существования, но все же не слиться до неразличимости, довольно драматично

выражено в VII книге "Метафизики", где автор, говоря о сущности и сути бытия,

Как раз и колеблется между общим (лишь минимально общим) и отдельным. С одной

стороны, он говорит, что "суть бытия и сама вещь - одно и то же" (VII, 6, с.

120), что "суть бытия есть основным образом вот эта отдельная вещь" (VII, 4,

С. 117). С другой же стороны, он оговаривается, что суть бытия и сама вещь -

Одно и то же лишь некоторым образом и что, как сказано выше, суть бытия является

вот этой отдельной вещью лишь "основным образом". Или более ясно: "Суть бытия

признается за сущность отдельной вещи" (VII, 6, с. 119). Сущность Вещи - это

Последнее видовое отличие и определение вещи (VII, 12, с. 132), определение

же вещи - это "формулировка, состоящая из видовых отличий, и притом - из последнего

из них" (там же). Окончательный вывод Аристотеля гласит, что "суть бытия не

будет находиться ни в чем, что не есть вид рода" (VII, 4, с. 117). Поэтому,

когда Аристотель заявляет, что "суть бытия для тебя состоит в том, чем ты являешься

сам по себе" (VII, 4, с. 116), то это надо понимать лишь в том смысле, что ты

Человек, а вовсе не в том, что ты личность.

<P>Таким образом, форма как суть бытия вещи - это тот и иной вид определенного

Рода. Только он отвечает - с натяжкой - обоим критериям сущности. Но сколь ни

Мала такая натяжка, в силу ее оказывается, что вид у Аристотеля все же обладает

Самостоятельной сущностью, вид отрывается от индивидов и превращается в форму

Как вечную и неизменную - ту самую метафизическую сущность, которая и является

Предметом философии. Подгоняя вид под второй критерий сущности (ибо первому

Он заведомо отвечает), Аристотель и срывается в идеализм. Общее все же не трактуется

Им как часть, сторона, сущность отдельного. Само отдельное оказывается вторичным

По отношению к общему. Правда, это минимально обшее, которое первично и по отношению

К более широкому общему (в этом главное отличие Аристотеля от Платона).

<P>Форма, по Аристотелю, находится посредине между отдельным и родовым, которые

Существуют благодаря видовому. Именно оно главное, решающее начало бытия и знания.

Форма - не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть

Вещи, без чего ее нет. Аристотель, правда допускает, что и другие категории,

кроме категории сущности, имеют свою суть бытия, ибо ведь можно спросить: "Что

такое белое?", но "не в основном смысле" (VII, 4, с. 118). Форма же - суть бытия

в основном смысле, а в этом основном смысле "суть бытия имеется у одних только

сущностей" (VII, 5, с. 119).

<P>Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся ни на какие другие

Виды. Концентрируя внимание на таких видах, Аристотель способствовал конкретному

Исследовашио природы, невозможному без внимания к единичному, но с точки зрения

Нахождения в нем общего. Вид, конечно, важнее, чем род, ибо, объединяя индивиды

В виды или же дробя на них род, мы глубже поймем природу, чем если бы мы сосредоточились

Лишь на родах и парили бы над природой в бесплодном умозрении. Но все же виды

Аристотеля метафизичны - это вечные и неизменные сущности. Правда, они не сотворены

богом. Аристотель говорит, что "форму никто не создает и не производит" (VIII,

С. 144). Но все же они существуют сами по себе и, будучи внесенными в материю,

Как бы творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. Поэтому

Каждая чувственная сущность или отдельное есть нечто составное: она слагается

Из активной формы и пассивной материи - воспреемницы формы. Здесь Аристотель

Приближается к своему учителю Платону.

<P>Материя. Материальная причина. Как уже отмечено, материя не может быть сущностью.

Как и "форма", "материя" - латинское слово, не известное Аристотелю. Он употреблял

здесь греческое слово "хюлэ", означавшего: лес, кустарник, дрова, строевой лес;

Необработанный материал; тема, предмет исследования или описания; осадок, гуща,

Муть; наконец, материя в самом общем смысле.

<P>Материя в понимании Аристотеля - вовсе не то, что мы понимаем под материей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: