Мировоззрение. Но мы так и не узнаем, содержательно или формально мышление бога,
Мыслящего самого себя.
<P>Представления Аристотеля о боге весьма неконкретны, что и неудивительно, ибо
Такой бог - плод его философствующей фантазии. Поэтому В. И. Ленин говорит,
что "Аристотель так жалко выводит бога против материалиста Левкиппа и идеалиста
Платона" 1. /1 Ленин B. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 255./ Левкипп и Демокрит
Отрицали, как сказано, богов, и отношение Аристотеля к этим философам-атомистам
Было выражением борьбы идеализма с материализмом. Что же касается Платона, то
В этом пункте мы наблюдаем борьбу внутри лагеря идеализма. Здесь бог не против
Безбожия, а один бог как бы выступает против другого бога. Это было частью общей
Полемики Аристотеля против Платона, борьбы Ликея и Академии.
<P>TEMA 62. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ УЧЕНИЯХ О БЫТИИ
<P>Аристотель - первый историк философии. При рассмотрении любой проблемы он прежде
Всего стремится выяснить, что об этом думали до него. Поэтому историко-философскими
Экскурсами пронизаны все его труды. Наиболее значительна для истории доаристотелевской
философии первая книга "Метафизики", где начиная с третьей главы, в самом начале
Которой Аристотель перечисляет свои нам уже известные четыре первоначала сущего,
Он рассказывает о понимании бытия своими предшественниками.
<P>Вспоминая о том, что было сказано во "Введении" к данному курсу относительно
Методов субъективной истории философии, можно попытаться выяснить, какого метода
Придерживается Аристотель в своем довольно цельном историко-философском очерке.
Он совсем не эмпирик (как многие последующие доксографы). метод Аристотеля скорее
Теоретико-логический, чем эмпирически-исторический. К истории философии Аристотель
Подходит с определенной установкой - с позиции своего понимания первоначал и
Высших причин. Ему представляется, что до него все философы стремились открыть
Эти причины, но не смогли постичь их полностью - отсюда неполноценность их философии.
Своя же филоcoфскaя доктрина представляется Аристотелю фактически (хотя прямо
Он так не говорит) энтелехией развития философской мысли в Греции. Такой подход
Не мог не исказить картину дсаристотелевской философской мысли. Она модернизируется
Аристотелем, переводится им на язык зрелой философии 4 в. до н. э., излагается
В терминах его перипатетической школы. Отсюда широко дебатнруемая в настоящее
Время проблема, насколько верны описания учений Анаксимандра, Гераклита, Парменида
И других древнегреческих философов, принадлежащие Аристотелю и прочим перипатетикам.
Некоторые историки античной философии вообше отрицают ценность перипатетического
Изображения раннеантичной философии. Но этот вопрос очень сложен.
<P>Вернемся, однако, к Аристотелю. Как он оценивает значение и пользу субъективной
И объективной истории философии? Пользу первой из них Аристотель видит прежде
всего в ее негативном аспекте, а ее значение состоит в том, "чтобы... не впасть
в те же самые ошибки" (XIII, 1, с. 218).
<P>Объективная же история философии, как ее понимал сам Аристотель, оценивается
Им невысоко. Он подчеркивает ее случайное приобщение к истине. Аристотель сравнивает
предшествующих философов с необученными и с неискусными в битвах людьми: "Ведь
И те, оборачиваясь во все стороны, наносят иногда прекрасные удары, но не потому,
Что знают; и точно так же указанные философы не производят впечатление людей,
знающих, что они говорят" (I, 4, с. 25). Аристотель отмечает незрелость философской
мысли до него: Эмпедокл "лепечет" (там же), Парменид выражает свое учение "в
устарелой форме" (XIV, 2, с. 242). Изучение Аристотелем предшествующей философии
укрепляет его в приверженности к своему учению о четырех причинах. "Мы имеем,-
Говорит он о предшествующих ему философах,- от них тот результат, что из говоривших
о начале и причине никто не вышел за пределы тех [начал]... но все явным образом
так или иначе касаются, хотя и неясно, а все же [именно] этих начал" (I, 7,
С. 30).
<P>Согласно Аристотелю, философия в Греции фактически начинается материалистами,
Ибо это были философы, обходившиесл лишь одной материальной причиной. Первым
Из них был Фалес. Начиная теперь историю античной философии с Фалеса, мы основываемся
Именно на Аристотеле. Свидетельство Аристотеля позволяет нам также считать,
Что в Древней Греции философия началась как стихийный натурфилософский материализм