Мы трактовали статично: форма как суть вещи, как ее сущность - общее, материя




- тот материал, в котором это общее неоднократно запечатлено. Но данное отношение

Аристотель трактует динамически, вводя в философию эпохальные понятия "возможность"

("дюнамис") и "действительность" ("энергейа"). Они позволяют представить отношение

Материи и формы в движении.

<P>Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит из состояния

возможности в состояние действительности: "Материя дается в возможности, потому

Что она может получить форму, а когда она сушествует в действительности, тогда

Она [уже] определена через форму" (IX, 8, с. 158 - 159). Но полная действительность

- это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси

возможности [быть и не быть], которая вещи придается материей. Отсюда относительность

Любой вещи. Вещь действительна лишь в той мере, в какой Она обладает сутью.

Говоря, что действительность идет впереди возможности (IX, 8, с. 159), Аристотель

Отдает приоритет форме перед материей, впадая тем самым в идеализм.

<P>По мере своего оформления материя утрачивает свои возможности стать иной. Но

И самая последняя материя сохраняет тем не менее какую-то возможность стать

Иной, но уже в пределах определенного вида. Когда вещь изменяется, оставаясь,

В сущности, той же самой (человек стареет), то это происходит благодаря материи.

<P>Понятие возможности у Аристотеля делает мир диалектичным. Тот закон бытия,

О котором говорилось выше, на уровне возможности не действует. Аристотель исключил

Для вещей возможность содержать в себе противоположности, а тем более противоречия.

Но суть возможности состоит в том, что она содержит в себе противоположности.

Аристотель и говорит, что "в возможности одно и то же может быть вместе противоположными

вещами, но в реальном осуществлении - нет" (IV, 5, с. 70). Поэтому Гераклит

Был бы прав, если бы все, что он утверждал о единстве противоположностей, он

Утверждал бы под знаком возможности. В самом деле, человек может быть и живым,

И мертвым, и добрым, и злым, и прекрасным, и безобразным, но в действительности

Он или жив, или мертв и т. п.

<P>Далее, возможность - одна из форм существования относительного небытия. Материя

Может обладать формой, но может быть и лишена ее, будучи таким образом первоматерией.

Даже если материя обладает формой, то она лишена всех остальных. Лишенность

("стерезис") - это и есть небытие. Таков второй смысл небытия из тех трех смыслов,

Которые упоминались выше. Таким относительным небытием и оказывается материя,

Особенно первая материя, у которой лишенность тотальна. Однако надо отметить,

Что Аристотель предпочитает видеть в первой материи не столько отсутствие форм,

Не столько лишенность, сколько способность воспринимать любые формы, богатство

Возможностей, поэтому его материя - не столько платоновское почти что небытие,

Сколько именно жизнерадостная возможность стать всем.

<P>Наконец, сама диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю

определить в самом общем виде движение (изменение): "Движением надо считать

осуществление в действительности возможного, поскольку это - возможно" (XI,

С. 195).

<P>Энтелехия и телеология. Целевая причина. "Осуществление" выражается у Аристотеля

термином "энтелехия". Например, по Аристотелю, яйцо является птенцом в возможности,

Но не энтелехиально. Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его представлении

Все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной

завершенностью. И это тотально. "Обусловленность через цель,- подчеркивает Аристотель,

- происходит не только "среди поступков, определяемых мыслью", но и "среди вещей,

возникающих естественным путем" (ХI, 8, с. 193). Из примера с цыпленком и яйцом

Видно, что Аристотель называл энтелехией осуществление целенаправленного процесса.

Конечно, в то же время он не мог знать, как в действительности в яйце формируется

Птенец, и был вынужден рассуждать умозрительно. В результате у него получилось,

что "формальный" птенец предшествует реальному птенцу, ибо "с точки зрения сущности

действительность идет впереди возможности" (IХ, 8, с, 159).

<P>В определенной мере это верно, ибо развитие птенца в яйце - это реализация

И развертывание генетического кода, заложенного в зародыше цыпленка. Но это,

По-видимому, неверно относительно неорганической природы. Какая программа может



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: