- тот материал, в котором это общее неоднократно запечатлено. Но данное отношение
Аристотель трактует динамически, вводя в философию эпохальные понятия "возможность"
("дюнамис") и "действительность" ("энергейа"). Они позволяют представить отношение
Материи и формы в движении.
<P>Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит из состояния
возможности в состояние действительности: "Материя дается в возможности, потому
Что она может получить форму, а когда она сушествует в действительности, тогда
Она [уже] определена через форму" (IX, 8, с. 158 - 159). Но полная действительность
- это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси
возможности [быть и не быть], которая вещи придается материей. Отсюда относительность
Любой вещи. Вещь действительна лишь в той мере, в какой Она обладает сутью.
Говоря, что действительность идет впереди возможности (IX, 8, с. 159), Аристотель
Отдает приоритет форме перед материей, впадая тем самым в идеализм.
<P>По мере своего оформления материя утрачивает свои возможности стать иной. Но
И самая последняя материя сохраняет тем не менее какую-то возможность стать
Иной, но уже в пределах определенного вида. Когда вещь изменяется, оставаясь,
В сущности, той же самой (человек стареет), то это происходит благодаря материи.
<P>Понятие возможности у Аристотеля делает мир диалектичным. Тот закон бытия,
О котором говорилось выше, на уровне возможности не действует. Аристотель исключил
Для вещей возможность содержать в себе противоположности, а тем более противоречия.
Но суть возможности состоит в том, что она содержит в себе противоположности.
|
Аристотель и говорит, что "в возможности одно и то же может быть вместе противоположными
вещами, но в реальном осуществлении - нет" (IV, 5, с. 70). Поэтому Гераклит
Был бы прав, если бы все, что он утверждал о единстве противоположностей, он
Утверждал бы под знаком возможности. В самом деле, человек может быть и живым,
И мертвым, и добрым, и злым, и прекрасным, и безобразным, но в действительности
Он или жив, или мертв и т. п.
<P>Далее, возможность - одна из форм существования относительного небытия. Материя
Может обладать формой, но может быть и лишена ее, будучи таким образом первоматерией.
Даже если материя обладает формой, то она лишена всех остальных. Лишенность
("стерезис") - это и есть небытие. Таков второй смысл небытия из тех трех смыслов,
Которые упоминались выше. Таким относительным небытием и оказывается материя,
Особенно первая материя, у которой лишенность тотальна. Однако надо отметить,
Что Аристотель предпочитает видеть в первой материи не столько отсутствие форм,
Не столько лишенность, сколько способность воспринимать любые формы, богатство
Возможностей, поэтому его материя - не столько платоновское почти что небытие,
Сколько именно жизнерадостная возможность стать всем.
<P>Наконец, сама диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю
определить в самом общем виде движение (изменение): "Движением надо считать
осуществление в действительности возможного, поскольку это - возможно" (XI,
|
С. 195).
<P>Энтелехия и телеология. Целевая причина. "Осуществление" выражается у Аристотеля
термином "энтелехия". Например, по Аристотелю, яйцо является птенцом в возможности,
Но не энтелехиально. Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его представлении
Все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной
завершенностью. И это тотально. "Обусловленность через цель,- подчеркивает Аристотель,
- происходит не только "среди поступков, определяемых мыслью", но и "среди вещей,
возникающих естественным путем" (ХI, 8, с. 193). Из примера с цыпленком и яйцом
Видно, что Аристотель называл энтелехией осуществление целенаправленного процесса.
Конечно, в то же время он не мог знать, как в действительности в яйце формируется
Птенец, и был вынужден рассуждать умозрительно. В результате у него получилось,
что "формальный" птенец предшествует реальному птенцу, ибо "с точки зрения сущности
действительность идет впереди возможности" (IХ, 8, с, 159).
<P>В определенной мере это верно, ибо развитие птенца в яйце - это реализация
И развертывание генетического кода, заложенного в зародыше цыпленка. Но это,
По-видимому, неверно относительно неорганической природы. Какая программа может