сводятся к одной. В "Физике" об этом сказано так: "Чтo именно есть" и "ради
чего" - одно и то же, а "откуда первое движение" - по виду одинаково с ними"
(II 7, с. 34 - 35).
<P>Таким образом, четыре причины распадаются на две группы: на материю и совечную
Ей формально-движуще-целевую причину. Рассмотрим ее специально.
<P>ТЕМА 61. ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
<P>Таковой триединой причиной у Аристотеля оказывается бог. Тем самым "первая
философия" оборачивается теологией. Именно Аристотель вводит этот термин в философский
Обиход.
<P>В качестве формальной причины бог - вместилище всех сверхприродных, обособленных
От материи, неподвижных, сверхчувственных, иначе говоря, метафизических, сущностей,
С наличием которых в мироздании и связывал Аристотель право философии на существование
В качестве самостоятельной науки наряду с физикой. Как вместилище метафизических
сущностей сам бог, утверждает Аристотель в двенадцатой книге "Метафизики", есть
"некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей"
(XII, 7, с. 211).
<P>В качестве движущей причины бог - перводвигатель, хотя сам он и неподвижен.
Если бы он был подвижен, то по вышеупомянутой догме Аристотеля, согласно которой
Все, что движется, приводится в движение чем-то иным, бог не мог бы быть перводвигателем
И потребовался бы какой-то иной перводвигатель за его пределами. Но как возможен
Неподвижный двигатель? Здесь Аристотель полностью скатывается в антропоморфизм.
Бог "движет как предмет желания и предмет мысли: они движут, [сами], не находясь
в движении" (XII, 7, с. 210). Бог движет как "предмет любви" (там же).
|
<P>Но в таком случае бог движет как целевая причина - движущая причина оказывается
Целевой. Аристотель так и не смог конкретизировать это свое надуманное учение.
Но надо отметить, что стремление к богу как цели, предмету желания и мысли,
И любви не уводит от мира. У Аристотеля любить бога - значит любить самого себя
И достигать энтелехии в своей деятельности, что означает полную реализацшо потенции.
<P>Будучи формой, перводвигателем и целью, бог начисто лишен материи. Поскольку
Материя вносит ачало возможности, потенциальности, то нематериальный бог - чистая
Действительность и осуществленность, высшая реальность. Бог отделен от мира
Индивидуального, обособлен от жизни людей, он не вникает в частности. Мир отдельного,
Мир единичных, индивидуальных, чувстьенных сущностей - недостойный предмет для
бога, ведь "лучше не видеть иные вещи, нежели видеть [их]" (XII, 9, с. 215).
Бог неизменен - ведь всякое изменение было бы для него изменением к худшему.
<P>Бог Аристотеля - философский бог. Впервые мы встретились с ним у Ксенофана,
Ибо его бог безличный. Высмеяв человекообразных, антропоморфных богов политеистической
Мифологии, Ксенофан стал учить о некоем едином боге как совпадающем с миром
Активном мышлении. Таков же и бог Аристотеля, правда, он не совпадает с миром,
А обособлен от него. Аристотель - не пантенст, как Ксенофан. Хотя Аристотель
говорит о боге, что "бог есть живое существо" и что "жизнь несомненно присуща
|
ему" (X.II, 7, с. 211), но под жизнью бога Аристотель понимает исключительно
Деятельность его разума - божественное мышление. Собственно говоря, сам бог
И есть чистый деятельный разум, самодовлеющее, само на себе замкнутое мышление.
<P>Аристотелевский бог мыслит сам себя, бог, говорит Аристотель,- это "разум [который]
мыслит сам себя.... и мысль [его] есть мышление о мышлении" (ХII, 9, с. 215)
В боге, поскольку в нем нет материи, предмет мысли и мысль о предмете совпадают.
В "Метафизике" сказано: "Поскольку, следовательно, предмет мысли и разум не
Являются отличными друг от друга в тех случаях, где отсутствует материя, мы
будем иметь здесь тождество, и мысль будет составлять одно с предметом мысли"
(XII, 9, с. 215). Бог Аристотеля - духовный Абсолют, ибо один из главных его
Признаков - совпадение субъекта и объекта. Мысля самого себя, бог тем самым
Мыслит самое божественное и самое ценное. Природу бог не мыслит. Бог замкнут
На самом себе. Но неясно, однако, что все же мыслится богом: мыслит ли он формы
Бытия, не сами вещи, а их сути, виды вещей, неделимые виды, а также и роды,
Которые, как мы выше выяснили, никак нельзя считать формами, или же бог мыслит
Формы мысли, ведь мышление мышления есть логика, а логика мыслит не о собаках
И созвездиях, а о понятии, суждении, умозаключении и т. п. В последнем случае
Бог - это логик, как бы обожествленный философ. В боге философ обожествляет