Причина несводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины фактически




сводятся к одной. В "Физике" об этом сказано так: "Чтo именно есть" и "ради

чего" - одно и то же, а "откуда первое движение" - по виду одинаково с ними"

(II 7, с. 34 - 35).

<P>Таким образом, четыре причины распадаются на две группы: на материю и совечную

Ей формально-движуще-целевую причину. Рассмотрим ее специально.

<P>ТЕМА 61. ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ

<P>Таковой триединой причиной у Аристотеля оказывается бог. Тем самым "первая

философия" оборачивается теологией. Именно Аристотель вводит этот термин в философский

Обиход.

<P>В качестве формальной причины бог - вместилище всех сверхприродных, обособленных

От материи, неподвижных, сверхчувственных, иначе говоря, метафизических, сущностей,

С наличием которых в мироздании и связывал Аристотель право философии на существование

В качестве самостоятельной науки наряду с физикой. Как вместилище метафизических

сущностей сам бог, утверждает Аристотель в двенадцатой книге "Метафизики", есть

"некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей"

(XII, 7, с. 211).

<P>В качестве движущей причины бог - перводвигатель, хотя сам он и неподвижен.

Если бы он был подвижен, то по вышеупомянутой догме Аристотеля, согласно которой

Все, что движется, приводится в движение чем-то иным, бог не мог бы быть перводвигателем

И потребовался бы какой-то иной перводвигатель за его пределами. Но как возможен

Неподвижный двигатель? Здесь Аристотель полностью скатывается в антропоморфизм.

Бог "движет как предмет желания и предмет мысли: они движут, [сами], не находясь

в движении" (XII, 7, с. 210). Бог движет как "предмет любви" (там же).

<P>Но в таком случае бог движет как целевая причина - движущая причина оказывается

Целевой. Аристотель так и не смог конкретизировать это свое надуманное учение.

Но надо отметить, что стремление к богу как цели, предмету желания и мысли,

И любви не уводит от мира. У Аристотеля любить бога - значит любить самого себя

И достигать энтелехии в своей деятельности, что означает полную реализацшо потенции.

<P>Будучи формой, перводвигателем и целью, бог начисто лишен материи. Поскольку

Материя вносит ачало возможности, потенциальности, то нематериальный бог - чистая

Действительность и осуществленность, высшая реальность. Бог отделен от мира

Индивидуального, обособлен от жизни людей, он не вникает в частности. Мир отдельного,

Мир единичных, индивидуальных, чувстьенных сущностей - недостойный предмет для

бога, ведь "лучше не видеть иные вещи, нежели видеть [их]" (XII, 9, с. 215).

Бог неизменен - ведь всякое изменение было бы для него изменением к худшему.

<P>Бог Аристотеля - философский бог. Впервые мы встретились с ним у Ксенофана,

Ибо его бог безличный. Высмеяв человекообразных, антропоморфных богов политеистической

Мифологии, Ксенофан стал учить о некоем едином боге как совпадающем с миром

Активном мышлении. Таков же и бог Аристотеля, правда, он не совпадает с миром,

А обособлен от него. Аристотель - не пантенст, как Ксенофан. Хотя Аристотель

говорит о боге, что "бог есть живое существо" и что "жизнь несомненно присуща

ему" (X.II, 7, с. 211), но под жизнью бога Аристотель понимает исключительно

Деятельность его разума - божественное мышление. Собственно говоря, сам бог

И есть чистый деятельный разум, самодовлеющее, само на себе замкнутое мышление.

<P>Аристотелевский бог мыслит сам себя, бог, говорит Аристотель,- это "разум [который]

мыслит сам себя.... и мысль [его] есть мышление о мышлении" (ХII, 9, с. 215)

В боге, поскольку в нем нет материи, предмет мысли и мысль о предмете совпадают.

В "Метафизике" сказано: "Поскольку, следовательно, предмет мысли и разум не

Являются отличными друг от друга в тех случаях, где отсутствует материя, мы

будем иметь здесь тождество, и мысль будет составлять одно с предметом мысли"

(XII, 9, с. 215). Бог Аристотеля - духовный Абсолют, ибо один из главных его

Признаков - совпадение субъекта и объекта. Мысля самого себя, бог тем самым

Мыслит самое божественное и самое ценное. Природу бог не мыслит. Бог замкнут

На самом себе. Но неясно, однако, что все же мыслится богом: мыслит ли он формы

Бытия, не сами вещи, а их сути, виды вещей, неделимые виды, а также и роды,

Которые, как мы выше выяснили, никак нельзя считать формами, или же бог мыслит

Формы мысли, ведь мышление мышления есть логика, а логика мыслит не о собаках

И созвездиях, а о понятии, суждении, умозаключении и т. п. В последнем случае

Бог - это логик, как бы обожествленный философ. В боге философ обожествляет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: