Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя - бесформенное и неопределенное




вещество, "то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу,

Ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств,

которыми бывает определено сущее" (VII. 3, с. 115). Такова "первая материя".

Во-вторых, материя в более широком смысле - это "то, из чего вещь состоит" (V,

24, с. 111), и то, "из чего вещь возникает" (VII, 7, с. 121). Такая материя

включает в себя и "первую материю", из которой состоят и возникают вещи, и притом

Все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно

же вещи состоят и возникают из уже оформленной "последней материи". Такая материя

- материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни -

Материя лишь для каменного дома и вообще для того, что из них строят, но сами

По себе камни - не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия,

Получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности.

Такая материя имеет свою суть бытия (в той мере, в какой она оформлена) эта

материя и определима, и познаваема. Первая же материя "сама по себе непознаваема"

(VII, 10, с. 128).

<P>Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя

Ничего породить. По своей неопределенности она похожа на апейрон Анаксимандра,

Но сходство на этом и кончается: у Анаксимандра апейрон активен, он обладает

Движением, он все из себя порождает.

<P>Очень важно и то, что материя Аристотеля вечна, не уступая в этом форме. Материя

и форма - два совечных начала. "Нельзя приписать,- сказано в "Метафизике",-

возникновения ни материи, ни форме" (XII, 3, с. 205).

<P>Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в

Природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей.

Выше уже отмечалось, что Аристотель понимал вещь как составное целое, состоящее

из субстрата-материи и сути бытия - формы. Вещь как "индивидуальная сущность"

(XII, 3, с. 205) вторична по отношению к материи и форме. Вещь возникает в результате

Того, что в материю вносится форма. Итак, материя - соучастник формы в вещах.

<P>Но хотя материя и вечна, именно она источник преходящности вещей, именно благодаря

Материи, стоящей на черте бытия и небытия, а может быть, и выходящей за эту

черту, вещь способна быть и не быть" (VII, 7, с. 221). Кроме того, материя -

Источник индивидуализации вещей. Правда, этот вопрос для Аристотеля неразрешим.

<P>Если все люди обладают одной сущностью (а согласно Аристотелю, так и есть),

Ибо суть бытия людей в том, что они люди, тогда все люди должны были бы обратиться

В одного человека, существенная разница между ними исчезает. Допустить же, что

Каждый человек имеет свою суть бытия, сйою сущность, Аристотель не может, ибо

такая сущность была бы неопределимой. Поэтому он пишет: "Будет ли сущность одна

У всех, например у (всех) людей? Это было бы нелепо: ведь все вещи, у которых

сущность одна,- [образуют] одно. А может быть, таких сущностей будет много,

и они будут различные? Но и это невозможно" (III, 4, 51). Здесь Аристотель

Не находит ничего лучшего, как указать на материю как источник индивидуализации.

"И это различные вещи,- говорит он,- благодаря материи, она (вещь. - А. Ч.)

в обоих случаях [различная], а вместе с тем - одно и то же по виду (ибо вид

неделим) " (VIII, 8, с. 124). Поэтому "то, что по числу образует множество,

все имеет материю" (XII, 8, с. 214), и все "предметы различаются по материи"

(XII, 2, с. 204), и не только предметы, но и люди: Каллий и Сократ различны

"благодаря материи" (VII, 8, с. 124). Однако материя не может придать существенные

Различия, поэтому люди, в сущности, одинаковы. Эта общефилософская установка

Не отражается на социальном утверждении Аристотеля о природном неравенстве людей,

Из которых одни якобы по своей сущности рабы. Философски же остается совершенно

Неясным, как то, что не содержит в себе никакой определенности, можно индивидуализировать,

Поскольку в материи нет существенных различий. Именно поэтому материя составляет

Источник случайности в мире. Выходит, что все различия между вещами случайны

(разумеется, вещами одного и того же вида). Если же эти различия не случайны,

Тогда в этом мнимом уже виде надо искать несколько видов, внутри которых различия

Между индивидами случайны.

<P>Возможность и действительность. До сих пор отношение между формой и материей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: