вещество, "то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу,
Ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств,
которыми бывает определено сущее" (VII. 3, с. 115). Такова "первая материя".
Во-вторых, материя в более широком смысле - это "то, из чего вещь состоит" (V,
24, с. 111), и то, "из чего вещь возникает" (VII, 7, с. 121). Такая материя
включает в себя и "первую материю", из которой состоят и возникают вещи, и притом
Все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно
же вещи состоят и возникают из уже оформленной "последней материи". Такая материя
- материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни -
Материя лишь для каменного дома и вообще для того, что из них строят, но сами
По себе камни - не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия,
Получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности.
Такая материя имеет свою суть бытия (в той мере, в какой она оформлена) эта
материя и определима, и познаваема. Первая же материя "сама по себе непознаваема"
(VII, 10, с. 128).
<P>Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя
Ничего породить. По своей неопределенности она похожа на апейрон Анаксимандра,
Но сходство на этом и кончается: у Анаксимандра апейрон активен, он обладает
Движением, он все из себя порождает.
<P>Очень важно и то, что материя Аристотеля вечна, не уступая в этом форме. Материя
и форма - два совечных начала. "Нельзя приписать,- сказано в "Метафизике",-
|
возникновения ни материи, ни форме" (XII, 3, с. 205).
<P>Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в
Природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей.
Выше уже отмечалось, что Аристотель понимал вещь как составное целое, состоящее
из субстрата-материи и сути бытия - формы. Вещь как "индивидуальная сущность"
(XII, 3, с. 205) вторична по отношению к материи и форме. Вещь возникает в результате
Того, что в материю вносится форма. Итак, материя - соучастник формы в вещах.
<P>Но хотя материя и вечна, именно она источник преходящности вещей, именно благодаря
Материи, стоящей на черте бытия и небытия, а может быть, и выходящей за эту
черту, вещь способна быть и не быть" (VII, 7, с. 221). Кроме того, материя -
Источник индивидуализации вещей. Правда, этот вопрос для Аристотеля неразрешим.
<P>Если все люди обладают одной сущностью (а согласно Аристотелю, так и есть),
Ибо суть бытия людей в том, что они люди, тогда все люди должны были бы обратиться
В одного человека, существенная разница между ними исчезает. Допустить же, что
Каждый человек имеет свою суть бытия, сйою сущность, Аристотель не может, ибо
такая сущность была бы неопределимой. Поэтому он пишет: "Будет ли сущность одна
У всех, например у (всех) людей? Это было бы нелепо: ведь все вещи, у которых
сущность одна,- [образуют] одно. А может быть, таких сущностей будет много,
и они будут различные? Но и это невозможно" (III, 4, 51). Здесь Аристотель
Не находит ничего лучшего, как указать на материю как источник индивидуализации.
|
"И это различные вещи,- говорит он,- благодаря материи, она (вещь. - А. Ч.)
в обоих случаях [различная], а вместе с тем - одно и то же по виду (ибо вид
неделим) " (VIII, 8, с. 124). Поэтому "то, что по числу образует множество,
все имеет материю" (XII, 8, с. 214), и все "предметы различаются по материи"
(XII, 2, с. 204), и не только предметы, но и люди: Каллий и Сократ различны
"благодаря материи" (VII, 8, с. 124). Однако материя не может придать существенные
Различия, поэтому люди, в сущности, одинаковы. Эта общефилософская установка
Не отражается на социальном утверждении Аристотеля о природном неравенстве людей,
Из которых одни якобы по своей сущности рабы. Философски же остается совершенно
Неясным, как то, что не содержит в себе никакой определенности, можно индивидуализировать,
Поскольку в материи нет существенных различий. Именно поэтому материя составляет
Источник случайности в мире. Выходит, что все различия между вещами случайны
(разумеется, вещами одного и того же вида). Если же эти различия не случайны,
Тогда в этом мнимом уже виде надо искать несколько видов, внутри которых различия
Между индивидами случайны.
<P>Возможность и действительность. До сих пор отношение между формой и материей