Преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.




<p> Фалес как физик пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел

Ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал

Его поднятие. Нo то, что верно в отношении Невы, в отношении Нила неверно. Нил

Разливается в результате летнего таяния снегов и летних дождей в его верховьях.

<p> Фалес как философ. О Фалесе как философе первым написал Аристотель. В "Метафизике"

сказано: "Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом

Всех вещей одни лишь начала виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего

Первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает,

А по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей,

И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибаст, так как подобная

Основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала

Не все указывают одинаково, но Фалес - родоначальник такого рода философии -

считает ее водою" 1 /Аристотель. Метафизика, кн. I, гл. 3./. Таким-то образом

И осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными

Материалистами.

<p> Вода - философское переосмысление Океана, Нун, Абзу (Апсу). Правда, название

его сочинения "О началах" дспускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала,

Иначе он не стал бы филосом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет

Плавать на ней землю - в этой форме он еще и представляет субстанциальность

Воды, она буквалысо пребывает подо всем, на ней все плавает.

<p> С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Мир

Полон богов (политеизм). Однако эти боги - действующие в мире силы, они также

Души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому

Что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испаренями

воды. Сказанное можно подытожить словами Дногена Лаэртского о Фалесе: "Началом

всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств" 2 /Диоген

Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с.

71./.

<p> Ф. Энгельс подчеркивает, что стихийный материализм Фалеса содержал в себе

"зерно позднейшего раскола" 3 /Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд., т. 20, с.

Божество космоса - разум. Перед нами здесь не только антимифологичность

Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал

Своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.

<p> Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание

надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: "Многословие вовсе не является

показателем разумного мнения". Здесь Фалес высказался против мифологического

и эпического многословия. "Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно

доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей". Таков девиз первого древнезападного

Философа, его философское завещание.

<p> Анаксимандр. Анаксимандр - ученик и последователь Фалеса. О его жизни мы почти

Ничего не знаем. Он автор первого философского сочинения, написанного прозой,

Которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов.

Сочинение Анаксимандра называлось "Пери фюсеос", т. е. "О природе". Само название

Этого и одноименных ему сочинений говорит о том, что первые древнегреческие

Философы, в отличие от древнекитайскпх и древнеиндийских, были прежде всего

Натурфилософами, или, точнее говоря, физиками (сами античные авторы называли

Их фисиологами). Анаксимапдр написал свое сочинение в середине б в. до н. э.

От этого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой

Отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского

философа - "Карта земли" и "Глобус". Философское учение Анаксимандра известно

Из доксографии.

<p> Начало. Апейрон. Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до

понятия "архэ", т. е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании

Всего сущего. Поздний доксограф Симпликий, отделенный от Анаксимандра более

чем тысячелетием, сообщает, что "Аиаксимандр первый назвал началом то, что лежит

в основе". Такое начало Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Тот же автор сообщает,

что Анаксимандр учил: "Начало и основа всего сущего - апейрон" [ДК 12(2) А 9].

Апейрос означает "беспредельный, безграничный, бесконечный". Апейрон - средний



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: