До н. э. неизвестный автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно
Тоже погибло, но прежде успело стать основой для труда другого неизвестного
стоика середины 1 в. до н. э. Этот труд получил условное название "Ветуста плацита"
- "Древние изречения". На него опирались Цицерон, Филон, Фплопон, Аэций, Макробий,
Аммиан, автор "Гомеровских аллегорий", Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллпан и
Др. В свою очередь на Лэция опирались Стобей, Теодорит, Немесий, Псевдо-Плутарх
- автор работы "Плацита". А эта работа послужила источником для Евсевпя, Псевдо-Галепа,
Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.
<p> Большой самостоятельный источник по философам первого периода - работы Секста-Эмпирика
(II - III вв.). Имеют значение и сочинения некоторых раннехристианских писателей
II - V вв.- Иринея, Ипполита, Климента, Оригена, Эпифания, Арнобия, Августина
И др.
<p> Имея дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл терминов
Со временем изменялся. Уже Аристотель не всегда правильно понимал некоторые
Термины более ранних античных философов.
<p> Иония. Если принять, что античная философия - плод древнегреческой мифологической
Мировоззренческой и ближневосточной научной предфилософии, то факт зарождепия
философии в Ионии неудивителен. "Иония, - сказал А. И. Герцен, - начало Греции
и конец Азии" 1 /Герцен А. И. Избранные филос. произведения. М., 1948, т. 1,
С. 140./. В 8 - 7 вв. до н. э. Иония - передовая часть Эгейского мира. Она была
Расположена на западном побережье полуострова Малая Азия и состояла из двенадцати
Самостоятельных полисов. Это Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др. Иония - родина
|
Эпической поэзии. Гомер был ионийцем. Иония - родина лирики. Ионийцамп были
первые логографы, т. е. "пишущие слова" (подразумевается - прозой) и первые
историки. Среди них Кадм Милетский, автор книги "Основание Милета", географ
Гекатей Милетский с его "Описанием земли", историк Геродот. Персы положили конец
Двухсотлетнему расцвету ионнйской культуры. Восстание ионийцев в 496 г. до н.
Э. было жестоко подавлено, Милет разрушен.
<p> Однако и после своего крушения Иония, так сказать, поставляла умы собственно
Элладе. Из Галикарнаса вышел Геродот, из Kлазомен - Анаксагор, из Милета - Архелай,
Эвбулид и, возможно, Левкипп, с острова Самоса после Пифагора - Мелисс, Эпикур,
Аристарх.
<p> Ионийская философия. "Ионикэ философиа" (Диогеи Лаэрций) была представлена
В основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия
В целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична, что не исключает наличия
В ней и элементов идеализма.
<p> Ионийская философия - это протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие
Поляризации на материализм и идеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма
И уживчивость его с зачатками идеализма, наличие многих образов мифологии, значительных
Элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии
И связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте
Моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия
|
В известной мере рождается как этика.
<p> Однако ионийская философия - философия в основном смысле этого слова, потому
Что уже ее первые творцы стремились понять то или иное начало как субстанцию.
Отсюда определенная системность их воззрений, причем материалистическая, потому
Что утверждаемые ими начала - та или иная форма вещества, а не духа. Ионийскую
Философию следует считать таковой и потому, что форма ее, несмотря на пережитки
Мифологической образности, все же рациональна, ибо она выражалась в рассуждениях
И зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность,
Вода, земля, воздух, огонь, логос, необходимость - все это уже демифологизированные
Образы, вступившие на грань понятий. Уже предфилософская мифология свидетельствует
О рождении философии - в образе того самого сына Зевса, которого отец так боялся.
Этот сын Зевса и Метиды - логос, "разумное слово", которое вынесло свой приговор
"мифам" и "эпам".
<p> Ионийская философия антнмифологична и сверхмифологична. Она - мировоззрение
Торгово-ремесленных слоев городского населения, успешно боровшегося за власть
Против аристократии, настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от
Своих прав в пользу брата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос,