Афродисийский, Симпликий, Ипполит, Сотион, Диоген Лаэрций и др. В конце 2 в.




До н. э. неизвестный автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно

Тоже погибло, но прежде успело стать основой для труда другого неизвестного

стоика середины 1 в. до н. э. Этот труд получил условное название "Ветуста плацита"

- "Древние изречения". На него опирались Цицерон, Филон, Фплопон, Аэций, Макробий,

Аммиан, автор "Гомеровских аллегорий", Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллпан и

Др. В свою очередь на Лэция опирались Стобей, Теодорит, Немесий, Псевдо-Плутарх

- автор работы "Плацита". А эта работа послужила источником для Евсевпя, Псевдо-Галепа,

Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.

<p> Большой самостоятельный источник по философам первого периода - работы Секста-Эмпирика

(II - III вв.). Имеют значение и сочинения некоторых раннехристианских писателей

II - V вв.- Иринея, Ипполита, Климента, Оригена, Эпифания, Арнобия, Августина

И др.

<p> Имея дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл терминов

Со временем изменялся. Уже Аристотель не всегда правильно понимал некоторые

Термины более ранних античных философов.

<p> Иония. Если принять, что античная философия - плод древнегреческой мифологической

Мировоззренческой и ближневосточной научной предфилософии, то факт зарождепия

философии в Ионии неудивителен. "Иония, - сказал А. И. Герцен, - начало Греции

и конец Азии" 1 /Герцен А. И. Избранные филос. произведения. М., 1948, т. 1,

С. 140./. В 8 - 7 вв. до н. э. Иония - передовая часть Эгейского мира. Она была

Расположена на западном побережье полуострова Малая Азия и состояла из двенадцати

Самостоятельных полисов. Это Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др. Иония - родина

Эпической поэзии. Гомер был ионийцем. Иония - родина лирики. Ионийцамп были

первые логографы, т. е. "пишущие слова" (подразумевается - прозой) и первые

историки. Среди них Кадм Милетский, автор книги "Основание Милета", географ

Гекатей Милетский с его "Описанием земли", историк Геродот. Персы положили конец

Двухсотлетнему расцвету ионнйской культуры. Восстание ионийцев в 496 г. до н.

Э. было жестоко подавлено, Милет разрушен.

<p> Однако и после своего крушения Иония, так сказать, поставляла умы собственно

Элладе. Из Галикарнаса вышел Геродот, из Kлазомен - Анаксагор, из Милета - Архелай,

Эвбулид и, возможно, Левкипп, с острова Самоса после Пифагора - Мелисс, Эпикур,

Аристарх.

<p> Ионийская философия. "Ионикэ философиа" (Диогеи Лаэрций) была представлена

В основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия

В целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична, что не исключает наличия

В ней и элементов идеализма.

<p> Ионийская философия - это протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие

Поляризации на материализм и идеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма

И уживчивость его с зачатками идеализма, наличие многих образов мифологии, значительных

Элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии

И связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте

Моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия

В известной мере рождается как этика.

<p> Однако ионийская философия - философия в основном смысле этого слова, потому

Что уже ее первые творцы стремились понять то или иное начало как субстанцию.

Отсюда определенная системность их воззрений, причем материалистическая, потому

Что утверждаемые ими начала - та или иная форма вещества, а не духа. Ионийскую

Философию следует считать таковой и потому, что форма ее, несмотря на пережитки

Мифологической образности, все же рациональна, ибо она выражалась в рассуждениях

И зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность,

Вода, земля, воздух, огонь, логос, необходимость - все это уже демифологизированные

Образы, вступившие на грань понятий. Уже предфилософская мифология свидетельствует

О рождении философии - в образе того самого сына Зевса, которого отец так боялся.

Этот сын Зевса и Метиды - логос, "разумное слово", которое вынесло свой приговор

"мифам" и "эпам".

<p> Ионийская философия антнмифологична и сверхмифологична. Она - мировоззрение

Торгово-ремесленных слоев городского населения, успешно боровшегося за власть

Против аристократии, настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от

Своих прав в пользу брата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: