Все в нравственном отношении безразлично, кроме мужества - этой главной и единственной




Добродетели и трусссти - главного и единственного порока. Упреки совести Одиссею

Неведомы. Между тем совесть - это переживание расхождения между должным и сущим

В поведении человека. Конечно, нередко случается, что должное оказывается мнимым,

Плодом скорее предрассудка, чем разума, поэтому сами по себе укоры совести еще

Ничего не говорят о подлиниости или неподлинности должного. Но у Одиссея вообще

Нет никакого представления о должном.

<p> В основе складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был

четко выражен уже Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" Поэтому зло было понято

Как безмерность, а благо - как умеренность. Нравственную безмерность греки называли

"гюбрис" - наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление. Отсюда такие

гномы, как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение Клеобула "Мера

- наилучшее". В этом же роде и более конкретные изречения, например советы Бианта

- "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать твой разум",

Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации

Отношений между людьми путем их самоограничения.

<p> К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского,

Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов. Среди них мы снова находим некоторых

из "семи "мудрецов". Хилону приписано двести стихов, Питтаку - шестьсот и Клеобулу

- три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.

<p> Вообще говоря, античная предфилософская лирическая поэзия тактике сыграла

Свою роль в подготовке философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания,

Тогда как в эпосе личность поглощена родом. Мифология - дело родового сознания,

А философия - личного. Предфилософская лирика в Элладе - это в основном лирика

Ионийских поэтов конца 8 - 7 и начала 6 в, до н. э. Она представлена именами

Каллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса, Терпандра с Лесбоса,

Доричесыим лириком Алкманом Спартанским - лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо с

Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.

<p> Второй вид гном - это нечто большее, чем нравственные указания. Сюда прежде

всего относится гнома "Познай самого себя!" Она имела не только нравственный,

Но и мировоззренческо-философский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом

В 5 в. до и. э.

<p> Третий вид гном - это гномы Фалеса. Фалес - первый во всем списках "семи".

Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалесу приписаны такие

мудрые мировоззренческие изречения: "Больше всего пространство, потому что оно

все в себе содержит", "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Сильнее

всего необходимость, ибо она имеет над всем власть", "Мудрее всего время, потому

что оно все открывает" и некоторые другие.

<p> Имея в виду именно Фалеса, Маркс говорил о том, что "греческая философия начинается

с "семи мудрецов" 1 /Маркс К., Энгельс Ф, Из ранних произведений. М., 1956,

С. 131./. И менно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута

В гномах, на мировоззрение. В этом ему помогло и занятие науками. Фалес был

Не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым.

<p> <A NAME="XI"></A>ЛЕКЦИЯ XI

<p> ТЕМА 24. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В ЭЛЛАДЕ. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

<p> Зарождение античной науки. Несмотря на наличие в предфилософские времена в

Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно

С философией. Однако античная традиция единодушна в том, что первые античные

Философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где

Они усвоили достижения ближневосточной протонауки. Согласно известному мифу,

Сама Европа - финикиянка, похищенная Зевсом. Брат Европы Кадм, оказавшись в

Греции в поисках сестры, не только основал Фивы, но и принес грекам финикийский

Алфавит.

<p> Генезис философии. При этом гениальные ученики быстро превзошли своих учителей.

Уже первые античные философы стали перерабатывать афро-азиатскую вычислительную

Математику в дедуктивную науку. На этой основе и стало возможным возникиовение

Античной философии как рационализированного мировоззрения, ищущего субстанциональную

Основу мироздания. Философия в Элладе зарождается как стихийный материализм,

Как натурфилософия или фисикофилософия на основе собственной мировоззренческой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: