Добродетели и трусссти - главного и единственного порока. Упреки совести Одиссею
Неведомы. Между тем совесть - это переживание расхождения между должным и сущим
В поведении человека. Конечно, нередко случается, что должное оказывается мнимым,
Плодом скорее предрассудка, чем разума, поэтому сами по себе укоры совести еще
Ничего не говорят о подлиниости или неподлинности должного. Но у Одиссея вообще
Нет никакого представления о должном.
<p> В основе складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был
четко выражен уже Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" Поэтому зло было понято
Как безмерность, а благо - как умеренность. Нравственную безмерность греки называли
"гюбрис" - наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление. Отсюда такие
гномы, как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение Клеобула "Мера
- наилучшее". В этом же роде и более конкретные изречения, например советы Бианта
- "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать твой разум",
Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации
Отношений между людьми путем их самоограничения.
<p> К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского,
Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов. Среди них мы снова находим некоторых
из "семи "мудрецов". Хилону приписано двести стихов, Питтаку - шестьсот и Клеобулу
- три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.
<p> Вообще говоря, античная предфилософская лирическая поэзия тактике сыграла
Свою роль в подготовке философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания,
|
Тогда как в эпосе личность поглощена родом. Мифология - дело родового сознания,
А философия - личного. Предфилософская лирика в Элладе - это в основном лирика
Ионийских поэтов конца 8 - 7 и начала 6 в, до н. э. Она представлена именами
Каллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса, Терпандра с Лесбоса,
Доричесыим лириком Алкманом Спартанским - лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо с
Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.
<p> Второй вид гном - это нечто большее, чем нравственные указания. Сюда прежде
всего относится гнома "Познай самого себя!" Она имела не только нравственный,
Но и мировоззренческо-философский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом
В 5 в. до и. э.
<p> Третий вид гном - это гномы Фалеса. Фалес - первый во всем списках "семи".
Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалесу приписаны такие
мудрые мировоззренческие изречения: "Больше всего пространство, потому что оно
все в себе содержит", "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Сильнее
всего необходимость, ибо она имеет над всем власть", "Мудрее всего время, потому
что оно все открывает" и некоторые другие.
<p> Имея в виду именно Фалеса, Маркс говорил о том, что "греческая философия начинается
с "семи мудрецов" 1 /Маркс К., Энгельс Ф, Из ранних произведений. М., 1956,
С. 131./. И менно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута
|
В гномах, на мировоззрение. В этом ему помогло и занятие науками. Фалес был
Не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым.
<p> <A NAME="XI"></A>ЛЕКЦИЯ XI
<p> ТЕМА 24. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В ЭЛЛАДЕ. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
<p> Зарождение античной науки. Несмотря на наличие в предфилософские времена в
Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно
С философией. Однако античная традиция единодушна в том, что первые античные
Философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где
Они усвоили достижения ближневосточной протонауки. Согласно известному мифу,
Сама Европа - финикиянка, похищенная Зевсом. Брат Европы Кадм, оказавшись в
Греции в поисках сестры, не только основал Фивы, но и принес грекам финикийский
Алфавит.
<p> Генезис философии. При этом гениальные ученики быстро превзошли своих учителей.
Уже первые античные философы стали перерабатывать афро-азиатскую вычислительную
Математику в дедуктивную науку. На этой основе и стало возможным возникиовение
Античной философии как рационализированного мировоззрения, ищущего субстанциональную
Основу мироздания. Философия в Элладе зарождается как стихийный материализм,
Как натурфилософия или фисикофилософия на основе собственной мировоззренческой