Эолиды, спасаясь от кредиторов. Оказавшись в Аскре, которую Гесиод называет




"нерадостной", отец поэта стал земледельцем. Сам Геснод - крестьянин с типичной

мелкособственнической психологией. С его именем связывают две поэмы: "Труды

и дни" и "Теогония". Первая - образец художественно-мифологического мировоззрения.

В ней главное внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют

лишь служебную функцию. В "Трудах и днях" Гесиод рассказывает о своем конфликте

С братом. Сама поэма - наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот

Промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод

Испытал социальную несправедливость. Отсюда пафос этой поэмы. Гесиод голодал.

Но его спасли честность и трудолюбие. Гесиод призывает своего брата к честному

Труду. Он описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии.

<p> Вторая поэма - пример религиозно-мифологического мировоззрения. "Теогония"

- повествование о происхождении богов. На нее оказала влияние шумеро-аккадская

"Энума элиш". Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни,

То это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних

Среди богов - проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется

Сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос.

На этот вопрос отвечает не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, "Теогония"

В большеи своей части написана от лица Муз.

<p> Социальные вопросы. Если гомеровский эпос - отражение раннеклассовой микенской

героики в более примитивном сознании человека "гомеровской Греции" - выражал

В основном аристократические идеалы, то Гесиод - крестьянин. Он апологет трула.

Он изобретает даже вторую Эриду - богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида

- богиня раздора). Время Гесиода позднее времени "Одиссеи" и тем более "Илиады".

В поэме "Труды и дни" Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными

Отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов,

Ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной

Жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно,

тогда как "взоры богатого смелы". Перед крестьянином два пути: или, потеряв

Свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки.

Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом.

Другое - то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда

Расходится с тем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного. Антагонистические

Отношения внутри этого обиества Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе.

А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: "Правду заменит кулак... Где

сила, там будет и право. Стыд пропадет... От зла избавленья не будет" (Труды

И дни, 185 - 201) 1 /То есть строки 185 - 201 этой лоэмы (Зллинскые поэты. М.,

Гесиод выразил имущественное расслоение деревни и распад общииы. Лучшие

времена - "золотой век" - позади.

<p> Пять поколений. Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях

Людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное

Относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам

Зевса. Первое поколение было создано "вечными богами" из золота. "Жили те люди,

как боги" (112). последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время

железа: "Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью,

ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги" (176

- 178). 3десь ярко отражено начало века железа. Исторический пессемизм Гесиода

- мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной

Обреченности в paннеклассовом ооществе, когда община распадается, земля стновится

Предметом купли продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает

Желание родитьсл не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели

железного поколения. Предвестником этой гибели будет рождение "седых младенцев".

<p> Прометей и Пандора. Прометей - сын титана Иапета - подарил людям огонь. Он

Похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог

- мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: