"нерадостной", отец поэта стал земледельцем. Сам Геснод - крестьянин с типичной
мелкособственнической психологией. С его именем связывают две поэмы: "Труды
и дни" и "Теогония". Первая - образец художественно-мифологического мировоззрения.
В ней главное внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют
лишь служебную функцию. В "Трудах и днях" Гесиод рассказывает о своем конфликте
С братом. Сама поэма - наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот
Промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод
Испытал социальную несправедливость. Отсюда пафос этой поэмы. Гесиод голодал.
Но его спасли честность и трудолюбие. Гесиод призывает своего брата к честному
Труду. Он описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии.
<p> Вторая поэма - пример религиозно-мифологического мировоззрения. "Теогония"
- повествование о происхождении богов. На нее оказала влияние шумеро-аккадская
"Энума элиш". Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни,
То это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних
Среди богов - проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется
Сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос.
На этот вопрос отвечает не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, "Теогония"
В большеи своей части написана от лица Муз.
<p> Социальные вопросы. Если гомеровский эпос - отражение раннеклассовой микенской
героики в более примитивном сознании человека "гомеровской Греции" - выражал
|
В основном аристократические идеалы, то Гесиод - крестьянин. Он апологет трула.
Он изобретает даже вторую Эриду - богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида
- богиня раздора). Время Гесиода позднее времени "Одиссеи" и тем более "Илиады".
В поэме "Труды и дни" Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными
Отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов,
Ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной
Жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно,
тогда как "взоры богатого смелы". Перед крестьянином два пути: или, потеряв
Свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки.
Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом.
Другое - то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда
Расходится с тем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного. Антагонистические
Отношения внутри этого обиества Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе.
А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: "Правду заменит кулак... Где
сила, там будет и право. Стыд пропадет... От зла избавленья не будет" (Труды
И дни, 185 - 201) 1 /То есть строки 185 - 201 этой лоэмы (Зллинскые поэты. М.,
Гесиод выразил имущественное расслоение деревни и распад общииы. Лучшие
времена - "золотой век" - позади.
<p> Пять поколений. Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях
|
Людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное
Относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам
Зевса. Первое поколение было создано "вечными богами" из золота. "Жили те люди,
как боги" (112). последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время
железа: "Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью,
ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги" (176
- 178). 3десь ярко отражено начало века железа. Исторический пессемизм Гесиода
- мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной
Обреченности в paннеклассовом ооществе, когда община распадается, земля стновится
Предметом купли продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает
Желание родитьсл не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели
железного поколения. Предвестником этой гибели будет рождение "седых младенцев".
<p> Прометей и Пандора. Прометей - сын титана Иапета - подарил людям огонь. Он
Похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог
- мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное