Критерием истины в вопросах движения. Отсюда совершенно недостойный ученого




оборот Аристотеля: "Если каждая из двух частей будет двигать другую, тогда не

будет первого двигателя" (VIII, 5, с. 152), а он должен быть, в силу чего одна

Часть должна быть движимой, а другая - движущей, взаимодействие же невозможно.

Таково учение Аристотеля о движении, времени и пространстве.

<P>TEMA 67. КОСМОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ

<P>Учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении

Применяется им к построению картины мира - космологии. Это самая слабая часть

Его мировоззрения. Ныне, когда космические телекамеры проходят через кольца

Сатурна, космология Аристотеля рождает даже чувство неловкости при всей скидке

На его время, ибо и для того времени Аристотель отнюдь не был на высоте. Позиция

Аристотеля в космологии, увековеченная его авторитетом, надолго задержала развитие

Науки - вплоть до эпохи Коперника, Бруно, Кеплера и Галилея.

<P>Аристотель увековечил геоцентризм, признав, правда, шарообразность Земли, конечность

И замкнутость космоса в пространстве (но не во времени), отрицание материального

Единства мира. В этом он был ниже атомистов, отстаивающих мысли о бесконечности

Универсума в пространстве, о бесчисленности заключенных в этом бесконечном пространстве

Миров, о материальном единстве универсума. Атомисты развивали также космогонию,

отсутствующую у Аристотеля. Атомисты, правда, были геоцентристами, но относительными:

Земля находится в центре нашего мира, но вовсе не в центре всех миров, не в

Центре универсума, ибо в бесконечном пространстве центра быть не может. Аристотель

уступал и негеоцентристу Филолаю, у которого Земля вместе с другими планетами

Двигалась, правда не вокруг Солнца, а вокруг центрального огня.

<P>При этом как в истине, так и в заблуждении Аристотель был небезоснователен.

К мысли о шаровидности Земли философ пришел как в результате наблюдений за тенью

Земли во время лунных затмений, так и на основе совершенно неверного умозрения.

Аристотель учил не только о местах тел как границах объемлющих их других тел,

Но и об естественных местах тел, благодаря чему он пытался объяснить движение

Тяжелого всегда вниз, а легкого - всегда вверх. Земля находится в центре мира,

Потому что естественное место тяжелого именно там, тяжелое, падая к центру,

Совершает движение по природе, а будучи поднято, тяжелое претерпевает насильственное

Движение. Применительно к форме Земли это означает, что, поскольку, находясь

В центре, Земля занимает свое естественное место и не подвергается никакому

Воздействию со стороны сферичной Вселенной, которое сильнее действовало бы на

Одну сторону Земли, чем на другую, она должна быть шаровидной. Огонь поднимается

Вверх, потому что его естественное место вверху. Итак, универсум пространственно

Неоднороден, пространство пространству рознь, тела и пространство существенно

Связаны. При желании здесь можно найти предвосхищение общей теории относительности,

Но сходство чисто внешнее. Так или иначе мы уже сказали об естественных местах,

О движении по природе, естественном, и движении против природы, насильственном,-

Это важные моменты космологии Аристотеля.

<P>Мир состоит из пяти стихий, "элементов". Физика Аристотеля качественная. Повторяя

Общие представления античной натурфилософии, не приемля атомизм, он сводит все

Многообразие веществ к земле, воде, воздуху и огню, которые, правда, он конструирует

Из таких активных качеств, как холодное и теплое, и таких пассивных, как сухое

И влажное. Земля - сочетание холодного с сухим, огонь - теплого с сухим, воздух

- теплого с влажным, вода - холодного с влажным. Эти четыре элемента переходят

Друг в друга, но не как попало, а лишь благодаря наличию одного общего качества.

Поэтому огонь непосредственно в воду перейти не может, он может это сделать

Лишь через воздух или землю.

<P>Четыре элемента существуют лишь в подлунном мире - мире постоянной изменчивости.

Там мы находим все виды движения: возникновение и уничтожение, т. е. сущностное

Изменение, качественное изменение, или превращение (при сохранении сущности),

Количественное изменение, движение в пространстве. К сказанному о движении выше

Добавим, что перемещение в пространстве, по Аристотелю,- главный вид движения,

Изменения, оно условие всех других видов.

<P>Само перемещение в пространстве может быть прямолинейным и круговым, прерывным

И непрерывным, равномерным и неравномерным. Подходя к видам движения с ценностным



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: