Можно сказать, что ряд матрешек конечен, самую большую матрешку уже ничто не
Объемлет, а потому у нее нет места. И парадокса места не получается,
<P>Время. С этой категорией Аристотель связывает множество загадок. В каком смысле
Существует время? Да и существует ли оно. Ведь одна часть его в прошлом, другая
- в будущем, всякое настоящее можно бесконечно сужать, так что от него непрерывн
Отходят прошлое и будущее, и если время существует, как же оно может состоять
Из несуществующих частей? (IV, 10, с. 76).
<P>Парадоксально также взаимоотношение времени и движения. Время не существует
Без движения, но оно не есть движение. Время не есть движение, потому что время
Равномерно, движения же неравномерны, а если и равномерны, то одна равномерность
более медленная, другая - более быстрая. Поэтому "время - мера движения" (IV,
С. 82). Но парадокс в том, что само время измеряется движением, оторое
Есть мера времени. Итак, время - мера движения, а движение - мера времени. Выход
Из этого парадокса в том, что мерой времени является не всякое движение, а движение
небесной сферы. Это равномерное круговое движение есть "круг времени" (IV, 14,
С. 87).
<P>Если время - мера движения, то это предполагает число, ибо там, где есть мера,
Есть и число, число же должно кем-то считаться, поэтому время без души существовать
Не может, а если и может, то лишь потенциально, поскольку в объективных движениях
есть "прежде" и "после". Остается, однако, неясным, что это за душа. Ведь у
Аристотеля нет космической души Платона, которая как раз и считает движение
Небесной сферы, порождая время. Данное место из Аристотеля - явный пережиток
|
Платонизма, до конца не изжитый великим аналитиком. Вместе с тем Аристотель
Правильно замечает, что время - причина возникновения и гибели лишь по совпадению,
Само время ничего не производит и не губит, но все возникает и погибает во времени.
<P>Проблема настоящего. Более интересна диалектика настоящего, проблема "теперь".
Аристотель становится здесь почти Гераклитом и изменяет своей формальной логике,
К чему его толкает сам предмет, ибо время можно считать наиболее загадочным
Из всего, что есть в мире. Аристотель ставит ряд вопросов, связанных с проблемой
времени. Является ли "теперь" частью времени." Всегда ли "теперь" одинаково?
Или оно всякий раз разное? Связывает ли "теперь" прошлое и будущее или же оно
их разделяет?. Делимо ли "теперь"? Есть ли в "теперь" движение? Или покой."
Куда девается "теперь"? И вообще что это такое?
<P>На все эти вопросы Аристотель дает свои ответы. "Теперь" - не часть времени,
ибо частью измеряется целое, слагающееся из частей, "теперь" же не измеряет
времени и время не слагается из "теперь". "Теперь" - это "крайний предел прошедшего,
за которым нет еще будущего, и предел будущего, за которым нет уже прошлого"
(VI, 3, с. 10). "Теперь" - это граница, которая как связывает, так и разделяет
Прошлое и будущее (правда, разделяет оно потенциально, лишь в том случае, когда
в этом "теперь" процесс прекращается,- актуально). Поэтому время и непрерывно,
|
и прерывно. Поскольку "теперь" связывает, оно всегда само себе тождественно,
а поскольку разделяет, оно не одинаковое, а разное. "Теперь" неделимо. Если
Бы оно было делимо, то при подвижности границы будущее заходило бы в прошлое,
прошлое в будущее. В "теперь" нет ни движения, ни покоя, ибо в нем нет частей.
Ведь мы говорим о покое, когда тело оказывается в одном и том же состоянии два
момента, по одному моменту мы судить не можем, движется тело или нет. "Теперь"
Же одномоментно.
<P>Поскольку у Аристотеля "теперь" не часть времени, а лишь граница между будущим
И прошлым, то у него должно было бы получиться, что время не существует в той
Мере, в какой уже не существует прошлое и еще не существует будущее. Однако
Он такого вывода не делает.
<P>Критика Аристотелем апорий Зенона против движения. С позиций своей диалектики
Времени Аристотель обращается к зепоновским рассужденпям против движения, которые,
как уже было сказано, дошли до нас именно благодаря "Физике" Аристотеля. Опровергая
Зенона, Аристотель также использует свое учение о потенциальной бесконечности.
Деля интервал пополам, потом еще пополам, и так да бесконечности, Зенон говорит,
что тело не может пройти бесконечное число точек за конечное время ("Дихотомия").