Движению как якобы наиболее близкому к вечности и к неизменности. Такое движение
Для подлунного мира не характерно.
<P>Не таков лунно-надлунный мир. Отрицая материальное единство мира, Аристотель
Строит все небесные тела из пятого элемента - из некоего эфира, который вообще
Заполняет все пространство над землей, водой, воздухом и огнем. Эфир неизменен,
Он не превращается в остальные элементы. В небе существует лишь один вид движения
- равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Поскольку этому противоречат
наблюдаемые движения планет (их "петли" и т. п.), Аристотель вслед за Евдоксом
(учеником Архита) совершает насилие над природой, заставляя небесные тела вращаться
Не просто вокруг Земли, а так, что вокруг Земли вращается центр окружности,
по которой вращается планета, но и то не центр, а центр центра, и так далее.
Здесь пример насилия метафизики над физикой, надуманной концепции над природой.
<P>Космос конечен, у него нет места, ибо его ничто не объемлет, значит, он нигде
Не находится, и хотя он конечен, вне его ничего нет, за исключением - и здесь,
Пожалуй, самое фантастическое место мировоззрения Аристотеля - перводвигателя-бога,
Который, таким образом приобретает у него не только метафизическое, но и физическое,
Пространственное существование. Этот перводвигатель-бог движет сферу неподвижных
Звезд, придавая ей равномерное непрерывное круговое движение вокруг находящейся
В центре Земли. Движение первой сферы передается другим сферам - все ниже и
Ниже вплоть до Земли, где в силу несовершенства подлунных элементов равномерное
|
Непрерывное круговое движение распадается на множество несовершенных движений.
<P>Сферы же Аристотеля надо понимать буквально: все небесные тела прикреплены
К эфирным окружностям - сферам, поэтому движутся не сами тела, а сферические
Поверхности. То, что у Евдокса было лишь приемом, Аристотель понял буквально,
Ибо сферы у него существуют реально.
<P>Вместе с тем необходимо еще раз подчеркнуть вечность аристотелевского космоса
Во времени, а также извечность его движения. Однако эта вечность - результат
Не инерции, а постоянного равносильного воздействия перводвигателя. Отрицая
Пустоту, Аристотель не мог отвлечься от сопротивления среды, он считал, что
Тело движется равномерно, если на него воздействует постоянная сила. Неверно
Представлял он и падение тел: более тяжелое падает якобы быстрее более легкого
- это следствие того же неумения отвлечься от сопротивления среды.
<P>Физика Аристотеля - продукт сознательно умозрительного метода: "Учение о природе
должно быть умозрительным" (Метаф. VI, 1, с. 181).
<P><A NAME="XXVII"></A>ЛЕКЦИЯ XXVII
<P>ТЕМА 68. БИОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
<P>Аристотель - основатель биологии как науки. Как астроном, Аристотель был систематизатором
И популяризатором, и притом не наилучшим. Как биолог он - пионер.
<P>Поскольку мы пишем об Аристотеле как философе, нам важно здесь подчеркнуть
Прежде всего философское значение биологических воззрений Аристотеля. Ведь именно
Живой организм, а не только человек и его деятельность, как говорилось выше,
|
Был моделью для Аристотеля при построении общей картины мира. Учение о целевой
Причине с ее побочным спутником - самопроизвольностью - смоделировано философом
С живого организма так же, как то же самое учение о той же самой причине с ее
Побочным спутником - случайностью - смоделировано с избирающего, принимающего
Решения человека. Мир же в целом с его само себя мыслящим мышлением-богом уподоблен
Аристотелем живому организму.
<P>Пропаганда биологии. До Аристотеля биологии чуждались. Звезды были более уважаемыми
Объектами, более благородным материалом для наблюдений и размышлений, чем наполненные
слизью и калом живые организмы. Поэтому не случайно в первой книге "О частях
животных" Аристотель доказывает, что растения и животные для научного исследования
Представляют предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи,
А последние, как казалось философу, вечны. Говоря как об астрономии, так и о
биологии, Аристотель провозглашает, что "и то, и другое исследование имеет свою
прелесть" (О частях "кивотных I, 5, с. 49) 1 /Аристотель. 0 частях животных.
М., 1937, кн. 1, гл. 5, с. 49./. Более того, окружающий человека растительно-животный