Критерием, Аристотель отдает предпочтение равномерному непрерывному круговому




Движению как якобы наиболее близкому к вечности и к неизменности. Такое движение

Для подлунного мира не характерно.

<P>Не таков лунно-надлунный мир. Отрицая материальное единство мира, Аристотель

Строит все небесные тела из пятого элемента - из некоего эфира, который вообще

Заполняет все пространство над землей, водой, воздухом и огнем. Эфир неизменен,

Он не превращается в остальные элементы. В небе существует лишь один вид движения

- равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Поскольку этому противоречат

наблюдаемые движения планет (их "петли" и т. п.), Аристотель вслед за Евдоксом

(учеником Архита) совершает насилие над природой, заставляя небесные тела вращаться

Не просто вокруг Земли, а так, что вокруг Земли вращается центр окружности,

по которой вращается планета, но и то не центр, а центр центра, и так далее.

Здесь пример насилия метафизики над физикой, надуманной концепции над природой.

<P>Космос конечен, у него нет места, ибо его ничто не объемлет, значит, он нигде

Не находится, и хотя он конечен, вне его ничего нет, за исключением - и здесь,

Пожалуй, самое фантастическое место мировоззрения Аристотеля - перводвигателя-бога,

Который, таким образом приобретает у него не только метафизическое, но и физическое,

Пространственное существование. Этот перводвигатель-бог движет сферу неподвижных

Звезд, придавая ей равномерное непрерывное круговое движение вокруг находящейся

В центре Земли. Движение первой сферы передается другим сферам - все ниже и

Ниже вплоть до Земли, где в силу несовершенства подлунных элементов равномерное

Непрерывное круговое движение распадается на множество несовершенных движений.

<P>Сферы же Аристотеля надо понимать буквально: все небесные тела прикреплены

К эфирным окружностям - сферам, поэтому движутся не сами тела, а сферические

Поверхности. То, что у Евдокса было лишь приемом, Аристотель понял буквально,

Ибо сферы у него существуют реально.

<P>Вместе с тем необходимо еще раз подчеркнуть вечность аристотелевского космоса

Во времени, а также извечность его движения. Однако эта вечность - результат

Не инерции, а постоянного равносильного воздействия перводвигателя. Отрицая

Пустоту, Аристотель не мог отвлечься от сопротивления среды, он считал, что

Тело движется равномерно, если на него воздействует постоянная сила. Неверно

Представлял он и падение тел: более тяжелое падает якобы быстрее более легкого

- это следствие того же неумения отвлечься от сопротивления среды.

<P>Физика Аристотеля - продукт сознательно умозрительного метода: "Учение о природе

должно быть умозрительным" (Метаф. VI, 1, с. 181).

<P><A NAME="XXVII"></A>ЛЕКЦИЯ XXVII

<P>ТЕМА 68. БИОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ

<P>Аристотель - основатель биологии как науки. Как астроном, Аристотель был систематизатором

И популяризатором, и притом не наилучшим. Как биолог он - пионер.

<P>Поскольку мы пишем об Аристотеле как философе, нам важно здесь подчеркнуть

Прежде всего философское значение биологических воззрений Аристотеля. Ведь именно

Живой организм, а не только человек и его деятельность, как говорилось выше,

Был моделью для Аристотеля при построении общей картины мира. Учение о целевой

Причине с ее побочным спутником - самопроизвольностью - смоделировано философом

С живого организма так же, как то же самое учение о той же самой причине с ее

Побочным спутником - случайностью - смоделировано с избирающего, принимающего

Решения человека. Мир же в целом с его само себя мыслящим мышлением-богом уподоблен

Аристотелем живому организму.

<P>Пропаганда биологии. До Аристотеля биологии чуждались. Звезды были более уважаемыми

Объектами, более благородным материалом для наблюдений и размышлений, чем наполненные

слизью и калом живые организмы. Поэтому не случайно в первой книге "О частях

животных" Аристотель доказывает, что растения и животные для научного исследования

Представляют предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи,

А последние, как казалось философу, вечны. Говоря как об астрономии, так и о

биологии, Аристотель провозглашает, что "и то, и другое исследование имеет свою

прелесть" (О частях "кивотных I, 5, с. 49) 1 /Аристотель. 0 частях животных.

М., 1937, кн. 1, гл. 5, с. 49./. Более того, окружающий человека растительно-животный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: