"причина сама по себе" и есть "причина по совпадению" (II, 5, с. 31), "причина
побочным образом" (II, 5, с. 32). Причинность второго вида возможна потому,
что предмет сложен, что в нем "может совпадать бесконечно многое" (II, 5, с.
В такой форме это пока верно: во всяком предмете и процессе есть ствол
И ветви, и эти ветви касаются ветвей другого ствола, а потому все время образуются
Необязательные, случайные связи и взаимодействия, которых могло бы и не быть.
Однако ограниченность Аристотеля связана здесь с сужением возможностей его теории
Двойной причинности в силу подчинения этого деления целевой причине. Поэтому
Случайность и самопроизвольность оборачиваются у него непреднамеренностью и
Оказываются разновидностью целевой причины, тем, что сопровождает осуществление
Цели, энетелехию. Хотя сами по себе случайность и самопроизвольность никем не
Запрограммированы, не задуманы и их нет ни в чьем намерении, они все же происходят
И осуществляются не в вакууме, а в сложной среде. Человек задумал пойти на рынок
И купить овощи - он пришел и купил (это не случайно), но человек этот не только
Покупатель, но и кредитор, в нем совпали эти два качества, и он, встретив на
Рынке должника, получил с него долг, хотя шел он туда не для этого. Встреча
С должником и взыскание долга случайно, это то, что произошло по совпадению,
Совпало с намеренным действием. Происходящее по совпадению с явлениями, возникающими
Ради чего-нибудь, и называют самопроизвольными и случайными.
<P>Итак, случайное и самопроизвольное, будучи подчинены у Аристотеля целевой причине,
|
Лишаются права на самостоятельное существование, они не могут быть пятой причиной,
и Аристотель остается при своих четырех причинах: "Самопроизвольное и случай
есть нечто более второстепенное, чем разум и природа" (II, 6, с. 34),
<P>Различие самопроизвольности (самодвижения) и случайности (непреднамеренности).
Это различие представляет собой пример схоластической тонкости у Аристотеля.
Вместо того чтобы различить самопроизвольность и случайность принципиально,
Аристотель их, как мы видели раньше, отождествляет, а если и различает, то как
Род и вид. Все случайное самопроизвольно, но не все самопроизвольное случайно.
Именно случайное в собственном смысле непреднамеренно. Аристотель связывает
Случайность исключительно с деятельностью человека как сознательного существа,
Имеющего возможность выбирать и принимать решения, ставя перед собой сознательные
Цели и осуществляя их. Только в этом контексте и возможна случайность в собственном
Смысле слова. Самопроизвольность же свойственна и неодушевленным предметам,
И живым существам, например детям, т. е. всему тому, что совершает целенаправленные
Действия, не имея способности выбора. Узкое понимание случайности, свойственное
Аристотелю, не привилось в науке.
<P>Необходимость. В аристотелевском словаре философских терминов о необходимости
говорится в трех значениях: 1) условие, без которого невозможны жизнь или благо;
2) насильственное принуждение, происходящее вопреки естественному влечению;
|
То, что не может быть иначе. Третье включает в себя два первых значения.
Разновидностью того, что не может быть иначе, Аристотель считал логическую необходимость
- доказательность. В полном смысле слова необходимыми у Аристотеля оказываются
только "вечные и неподвижные вещи", ведь именно с ними дело не может быть иначе.
Так говорит Аристотель о необходимости в "Метафизике" (V, 5, с. 83). В "Физике"
Аристотель колеблется между материализмом и идеализмом, связывая необходимость
То с материей, то с понятием (II, 9, с. 38, 39).
<P>Дело физика. Казалось бы, для физика наибольшее значение должны иметь материальная
И движущая причины, поскольку физическая сущность вещественна и подвижна. Но
Это не так. Физик Аристотеля должен знать все четыре причины и даже отдавать
Приоритет целевой причине перед материальной (II, 9, с. 39).
<P>ТЕМА 65. АРИСТОТЕЛЬ О БЕСКОНЕЧНОСТИ
<P>В учении о бесконечном Аристотелю принадлежит заслуга различения потенциальной
И актуальной бесконечности, что он мог сделать, поскольку ввел в философию понятия
Возможности (потенциальности) вообще и действительности (актуальности) вообще.
Представление о бесконечном было уже присуще людям во времена Аристотеля. Ему
Оставалось лишь найти причины этого представления и подвергнуть его мощному