Что все имеет причину (это опять-таки атомисты). Но причина причине рознь. Есть




"причина сама по себе" и есть "причина по совпадению" (II, 5, с. 31), "причина

побочным образом" (II, 5, с. 32). Причинность второго вида возможна потому,

что предмет сложен, что в нем "может совпадать бесконечно многое" (II, 5, с.

В такой форме это пока верно: во всяком предмете и процессе есть ствол

И ветви, и эти ветви касаются ветвей другого ствола, а потому все время образуются

Необязательные, случайные связи и взаимодействия, которых могло бы и не быть.

Однако ограниченность Аристотеля связана здесь с сужением возможностей его теории

Двойной причинности в силу подчинения этого деления целевой причине. Поэтому

Случайность и самопроизвольность оборачиваются у него непреднамеренностью и

Оказываются разновидностью целевой причины, тем, что сопровождает осуществление

Цели, энетелехию. Хотя сами по себе случайность и самопроизвольность никем не

Запрограммированы, не задуманы и их нет ни в чьем намерении, они все же происходят

И осуществляются не в вакууме, а в сложной среде. Человек задумал пойти на рынок

И купить овощи - он пришел и купил (это не случайно), но человек этот не только

Покупатель, но и кредитор, в нем совпали эти два качества, и он, встретив на

Рынке должника, получил с него долг, хотя шел он туда не для этого. Встреча

С должником и взыскание долга случайно, это то, что произошло по совпадению,

Совпало с намеренным действием. Происходящее по совпадению с явлениями, возникающими

Ради чего-нибудь, и называют самопроизвольными и случайными.

<P>Итак, случайное и самопроизвольное, будучи подчинены у Аристотеля целевой причине,

Лишаются права на самостоятельное существование, они не могут быть пятой причиной,

и Аристотель остается при своих четырех причинах: "Самопроизвольное и случай

есть нечто более второстепенное, чем разум и природа" (II, 6, с. 34),

<P>Различие самопроизвольности (самодвижения) и случайности (непреднамеренности).

Это различие представляет собой пример схоластической тонкости у Аристотеля.

Вместо того чтобы различить самопроизвольность и случайность принципиально,

Аристотель их, как мы видели раньше, отождествляет, а если и различает, то как

Род и вид. Все случайное самопроизвольно, но не все самопроизвольное случайно.

Именно случайное в собственном смысле непреднамеренно. Аристотель связывает

Случайность исключительно с деятельностью человека как сознательного существа,

Имеющего возможность выбирать и принимать решения, ставя перед собой сознательные

Цели и осуществляя их. Только в этом контексте и возможна случайность в собственном

Смысле слова. Самопроизвольность же свойственна и неодушевленным предметам,

И живым существам, например детям, т. е. всему тому, что совершает целенаправленные

Действия, не имея способности выбора. Узкое понимание случайности, свойственное

Аристотелю, не привилось в науке.

<P>Необходимость. В аристотелевском словаре философских терминов о необходимости

говорится в трех значениях: 1) условие, без которого невозможны жизнь или благо;

2) насильственное принуждение, происходящее вопреки естественному влечению;

То, что не может быть иначе. Третье включает в себя два первых значения.

Разновидностью того, что не может быть иначе, Аристотель считал логическую необходимость

- доказательность. В полном смысле слова необходимыми у Аристотеля оказываются

только "вечные и неподвижные вещи", ведь именно с ними дело не может быть иначе.

Так говорит Аристотель о необходимости в "Метафизике" (V, 5, с. 83). В "Физике"

Аристотель колеблется между материализмом и идеализмом, связывая необходимость

То с материей, то с понятием (II, 9, с. 38, 39).

<P>Дело физика. Казалось бы, для физика наибольшее значение должны иметь материальная

И движущая причины, поскольку физическая сущность вещественна и подвижна. Но

Это не так. Физик Аристотеля должен знать все четыре причины и даже отдавать

Приоритет целевой причине перед материальной (II, 9, с. 39).

<P>ТЕМА 65. АРИСТОТЕЛЬ О БЕСКОНЕЧНОСТИ

<P>В учении о бесконечном Аристотелю принадлежит заслуга различения потенциальной

И актуальной бесконечности, что он мог сделать, поскольку ввел в философию понятия

Возможности (потенциальности) вообще и действительности (актуальности) вообще.

Представление о бесконечном было уже присуще людям во времена Аристотеля. Ему

Оставалось лишь найти причины этого представления и подвергнуть его мощному



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: