которые живут, но не являются животными" (IV, 5, с. 13). В "Истории животных"
Сказано, что природа постепенно переходит от растений к животным, ведь относительно
некоторых существ, живущих в море, можно усомниться, растения они или животные;
Природа так же постепенно переходит от неодушевленных предметов к животным,
Потому что растения по сравнению с животными почти неодушевлены, а по сравнению
С неживым одушевлены. Более одушевлены те, в ком больше жизни и движения, при
Этом одни отличаются в этом отношении от других на малую величину.
<P>В XVIII в. швейцарский натуралист Бонне назовет такое восхождение видов "лестницей
существ". Она была понята эволюционистски: более высокие ступени появились позже
Во времени, чем более низкие, жизнь восходила со временем по этим ступеням.
Ничего подобного в биологических воззрениях Аристотеля еще не было. У него все
Ступени сосуществуют от века, все формы живой природы вечны и неизменны. Аристотель
Далек от эволюционизма. Все же Ч. Дарвин утверждал, что Линней и Кювье были
его богами, но эти "боги" только дети по сравнению со "стариной Аристотелем".
Дарвин высоко ценил Аристотеля как родоначальника биологии и как такого неэволюциониста,
Который подготовил эволюционизм своей идеей градации, иерархизацией форм жизни.
<P>Биологические открытия. С именем Аристотеля связаны также конкретные биологические
научные открытия. Жевательный аппарат морских ежей называется "Аристотелев фонарь".
Философ различил орган и функцию, связав первый с материальной причиной, а вторую
- с формальной и целевой. Аристотель открыл принцип корреляции в формуле: "Что
|
природа отнимает в одном месте, то она отдает другим частям". Например, отняв
Зубы в верхней челюсти, природа награждает рогами. У Аристотеля имелись и другие
Открытия.
<P>ТЕМА 69. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ
<P>Предмет психологии. Учение о душе, по существу, занимает центральное место
В мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению Стагирита, связана,
С одной стороны, с материей, а с другой - богом. Поэтому психология - и часть
Физики, и часть теологии (первой философии, метафизики). К физике относится,
Однако, не вся душа, а та ее часть, которая не может существовать, как и физические
сущности вообще, отдельно от материи. Но "физическая" часть души и физические
Сущности не тождественны, поэтому не все в природе одушевлено - Аристотель не
Анимист, так же как он и не гилозоист. Одушевлено лишь живое, между одушевленностью
И жизнью ставится знак равенства.
<P>Поэтому психология в своей низшей, физической части совпадает по своему предмету
С биологией. Обе науки изучают живое, но по-разному: психология изучает живое
В аспекте целевой и движущей причин, а это и есть душа, биология же - в аспекте
Причины формальной и материальной. Аристотель отдает предпочтение психологии
перед биологией, говоря, что "занимающемуся теоретическим рассмотрением природы
Следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является
природой через душу, чем наоборот" (О частях животных I, 1, с. 39).
|
<P>Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе
Понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни.
Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души
Не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление
(энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа
Необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности
жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела"
(II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл. 1./, или: "Душа есть первая
энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (там же, с.
395), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор,
а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя"
(там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать.
Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного
К жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство
Завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель