А также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает




нечто и тело" (там же, с. 373).

<P>Аристотель приводит примеры, доказывающие, что эмоции - функции не только душн,

Но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то большое несчастье не вызовет

должной эмоции, поэтому люди часто "каменеют", дабы защититься от страдания.

Итак, делает вывод Аристотель, "состояния души имеют свою основу в материи"

(там же, с. 373 - 374). Так же и вообще "способность ощущения невозможна без

тела" (там же, с. 434), без которого совершенно невозможна деятельность и растительной

Души.

<P>Однако разумная душа - не энтелехия тела. Ведь "ничто не мешает, чтобы некоторые

части душн были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела"

(там же, с. 396). Таков ум: если способность ощущения невозможна без тела, то

"ум... существует отдельно от него" (там же, с. 434). Хотя Аристотель и замечает,

Что относительно ума и способности к умозрению еще не очевидно, существуют ли

они отдельно и независимо от тела или же нет, но ему все же "кажется, что они

- иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как

вечное - отдельно от преходящего" (там же, с. 398). Аристотель не находит убедительного

Основания для утверждения того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает,

Что ум не имеет своего органа. Здесь он не на высоте для своего времени: ведь

Пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышления в мозге.

<P>ТЕМА 70. АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

<P>У Аристотеля нет специальных работ по теории познания. Но о познании он, естественно,

Говорит везде - и в метафизических, и в физических, и в логических своих сочинениях,

А также в трудах, посвященных этике и политике.

<P>Вторая сторона основного вопроса философии. Вторая сторона основного вопроса

Философии - вопрос о познаваемости мира - не является для Аристотеля дискуссионным.

Читая Аристогеля, В. И. Ленин отмечает, что у Аристотеля "нет сомнения в объективности

познания", что для этого мыслителя характерна "наивная вера в силу разума, в

силу, мощь, объективную истинность познания" 1 /Ленин В. И. Полн. собр. соч.,

т. 29, с. 326./. И в самом деле, "Метафизика" открывается словами философа:

"Все люди от природы стремятся к знанию". Любовь к знанию - любознательность

- прирожденное свойство людей, свойственное им и животным. И эта любовь не бесплодна.

Уверенность философа в познаваемости мира зиждется на убеждении, что мир человека

И мир космоса в основе своей едины, что формы бытия и мышления аналогичиы. Вера

Аристотеля в объективность познания и в силу и мощь разума хорошо просматривается

В той полемике, которую вел Аристотель против тех, в ком можно увидеть тогдашних,

Более примитивных субъективных идеалистов и скептиков.

<P>Опровержение скептицизма. В "Метафизике" Аристотель выводит на сцену анонима,

который "ничего не принимает за истинное" (IV, 4, с. 68). Аристотель высмеивает

этого человека с позиции жизни, подчеркивая, что "на самом деле подобных взглядов

не держится никто", в том числе и этот человек. В самом деле, спрашивает Аристотель,

Почему такой человек идет в Мегару, а не остается в покое, когда думает туда

Идти? И почему он прямо утром не направляется в колодезь или в пропасть, если

Случится, но очевидным образом проявляет осторожность, так что он на деле не

В одинаковой степени считает для себя падение в пропасть или в колодезь благоприятным

И неблагоприятным?

<P>Значит, такой человек понимает, что одно для него лучше, а другое хуже. Отсюда

Аристотель делает вывод, что не все в одинаковой мере истинно. Есть более и

Менее истинное. Ведь не в одинаковой мере заблуждается тот, кто принимает четыре

За пять, и тот, кто принимает четыре за тысячу. Не все одинаково неистинно.

А отсюда следует, что тезис, что ничего нет истинного в том смысле, что все

одинаково ложно, опровергнут, а вместе с тем опровергнут и тот, кто "ничего

не принимает за истинное".

<P>Оборотной стороной этого тезиса является противоположный тезис, что, все истинно.

Этот тезис уже не анонимен. Аристотель связывает его с именем Протагора. С падением

Первого тезиса падает и второй.

<P>Конечно, двум людям об одном и том же предмете может показаться прямо противоположное.

Но это противоречит тому, что мы выше назвали основным законом бытия. Это противоречит

И жизни. Нельзя жить, не зная, что это: человек или не-человек. Аристотель обращается,

Таким образом, к непосредственной практике людей, с одной стороны, а с другой,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: