не всех, а только нескольких случаев - и даже одного! - происходит скачок от
Частного к общему. Случаи - это представления души, скачок - деятельность активного
Разума, актуализирующего в пассивном интеллекте те формы бытия, на которые указывают
единичные представления. Процитируем то замечательное место из сочинения "О
душе", на которое мы уже ссылались в конце прошлой лекции: "Существо не имеющее
Ощущений, ничему не научится и ничего не поймет. Когда созерцают умом, необходимо,
чтобы в то же время созерцали в представлениях" (III, 8, с. 440). Это место
Объяснимо лишь в связи с логическим учением Аристотеля о неполной индукции,
А сама неполная индукция, обычно третируемая при рассмотрении логики Аристотеля,
Приобретает в свете его метафизики и гносеологии важнейшее принципиальное значение.
<P>Таким образом, логика Аристотеля - органическая часть его системно-рационализированного,
Философского, мировоззрения. Логика Аристотеля помогает понять даже его теологию.
Бог Аристотеля - тоже логик, а поскольку Аристотель - первый логик, то в понятии
Своего бога Аристотель, можно сказать, обожествил самого себя. В самом деле,
Бог, по Аристотелю,- это мышление о мышлении, что и есть логика. Правда, выше
Отмечалась неясность предмета мысли бога: являются ли им формы бытия или формы
Мышления. Но здесь, по сути, нет противоречия, поскольку в силу панлогизма Аристотеля
Формы мышления и формы бытия тождественны.
<P>Роль Аристотеля в логике. Аристотель - отец логики как систематпзированной
Науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих
|
Философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего
Человека. Аристотелевский бог - идеальный логик, созерцающий мыслительный процесс
со стороны как его содержательной, так и формальной сторон. Правда, слово "логика"
(как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное
"логикос" ("относящееся к слову"). Он называл также высказывания, несовместимые
с тем, что мы теперь называем логикой, "алога". Слово "логика" (как существительное)
Появилось лишь в зллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою
науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются "Первая
аналитика" и "Вторая аналитика". В "Метафизике" аналитикой названо рассуждение
(IV, 3, с. 62). Употребляя слово "анализ", Аристотель понимал под этим разложение
сложного на простое вплоть до далее неразложимых первоначал, или аксиом. В "Риторике"
См.: Аристотель. Риторика. - В кн.: Аитичиые риторики. М., 1979./ автор говорит
об "аналитической науке" (1359, в 10).
<P>Но необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля - не самостоятельная специальная
Наука, а инструмент всякой науки. Это и дало веское основание поздним комментаторам
Аристотеля назвать всю совокупность его логических работ органоном, т. е. орудием,
орудием всякого знания. Напомним, что "Opганон" включает в себя шесть работ
- "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика",
|
"О софистических опровержениях" 2 /Все они вошли в цитируемый выше второй том
Издаваемого у иас четырехтомного собраиия сочинений Аристотеля./. Главными составными
частями "Органона" являются "Первая аналитика", где открывается и исследуется
силлогистическая форма рассуждения и вывода, и "Вторая аналитика", где говорится
о доказательстве и его началах. Особое и весьма важное место в "Органоне" занимает
также "Топика".
<P>В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет,
Что есть истина и что есть ложь. дает определение суждению и устанавливает вилы
суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма
(умозаключения) и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные
Ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы).
Он исследует также индукцию и аналогию.
<P>Законы мышления. Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель
Установил по крайней мере два - законы (запрещения) противоречия и исключенного
Третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены