Прежде всего в том, что он совершает акт неполной индукции, что на основе отнюдь




не всех, а только нескольких случаев - и даже одного! - происходит скачок от

Частного к общему. Случаи - это представления души, скачок - деятельность активного

Разума, актуализирующего в пассивном интеллекте те формы бытия, на которые указывают

единичные представления. Процитируем то замечательное место из сочинения "О

душе", на которое мы уже ссылались в конце прошлой лекции: "Существо не имеющее

Ощущений, ничему не научится и ничего не поймет. Когда созерцают умом, необходимо,

чтобы в то же время созерцали в представлениях" (III, 8, с. 440). Это место

Объяснимо лишь в связи с логическим учением Аристотеля о неполной индукции,

А сама неполная индукция, обычно третируемая при рассмотрении логики Аристотеля,

Приобретает в свете его метафизики и гносеологии важнейшее принципиальное значение.

<P>Таким образом, логика Аристотеля - органическая часть его системно-рационализированного,

Философского, мировоззрения. Логика Аристотеля помогает понять даже его теологию.

Бог Аристотеля - тоже логик, а поскольку Аристотель - первый логик, то в понятии

Своего бога Аристотель, можно сказать, обожествил самого себя. В самом деле,

Бог, по Аристотелю,- это мышление о мышлении, что и есть логика. Правда, выше

Отмечалась неясность предмета мысли бога: являются ли им формы бытия или формы

Мышления. Но здесь, по сути, нет противоречия, поскольку в силу панлогизма Аристотеля

Формы мышления и формы бытия тождественны.

<P>Роль Аристотеля в логике. Аристотель - отец логики как систематпзированной

Науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих

Философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего

Человека. Аристотелевский бог - идеальный логик, созерцающий мыслительный процесс

со стороны как его содержательной, так и формальной сторон. Правда, слово "логика"

(как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное

"логикос" ("относящееся к слову"). Он называл также высказывания, несовместимые

с тем, что мы теперь называем логикой, "алога". Слово "логика" (как существительное)

Появилось лишь в зллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою

науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются "Первая

аналитика" и "Вторая аналитика". В "Метафизике" аналитикой названо рассуждение

(IV, 3, с. 62). Употребляя слово "анализ", Аристотель понимал под этим разложение

сложного на простое вплоть до далее неразложимых первоначал, или аксиом. В "Риторике"

См.: Аристотель. Риторика. - В кн.: Аитичиые риторики. М., 1979./ автор говорит

об "аналитической науке" (1359, в 10).

<P>Но необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля - не самостоятельная специальная

Наука, а инструмент всякой науки. Это и дало веское основание поздним комментаторам

Аристотеля назвать всю совокупность его логических работ органоном, т. е. орудием,

орудием всякого знания. Напомним, что "Opганон" включает в себя шесть работ

- "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика",

"О софистических опровержениях" 2 /Все они вошли в цитируемый выше второй том

Издаваемого у иас четырехтомного собраиия сочинений Аристотеля./. Главными составными

частями "Органона" являются "Первая аналитика", где открывается и исследуется

силлогистическая форма рассуждения и вывода, и "Вторая аналитика", где говорится

о доказательстве и его началах. Особое и весьма важное место в "Органоне" занимает

также "Топика".

<P>В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет,

Что есть истина и что есть ложь. дает определение суждению и устанавливает вилы

суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма

(умозаключения) и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные

Ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы).

Он исследует также индукцию и аналогию.

<P>Законы мышления. Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель

Установил по крайней мере два - законы (запрещения) противоречия и исключенного

Третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: