Третьего, запрещающий не только то, что в отношении одного и того же не может




быть одновременно истинно "b" и "не-b", но и то, что, более того, истинность

"b" означает ложность "не-b", и наоборот. Этот закон в "Метафизике" выражен

так: "Не может быть ничего посредине между двумя противоречащими [друг другу]

суждениями, но об одном [субъекте] всякий отдельный предикат необходимо либо

утверждать, либо отрицать" (IV, 7, с. 75). Во "Второй аналитике" сказано, что

"о чем бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание" (I, 1, с. 257)

Аристотель. Соч., т. 2, кн. I, гл. 1, с. 257./.

<P>Действие этих законов таково, что закон [запрещения] противоречия необязательно

Влечет за собой закон исключенного третьего, но закон исключенного третьего

предполагает действие закона [запрещения] противоречия. Поэтому выше и было

Сказано, что закон исключенного третьего - более острая формаз акона противоречия.

<P>Такая разница в сфере применения законов означает, что есть разные виды противоречия.

Выше было различено собственно противоречие и его смягченная форма - противоположность.

И то, и другое - два вида противолежащего. Позднее это стали называть контрарным

И контрадикторным противоречиями. Обоими законами связано лишь контрадикторное

противоречие. Пример контрадикторной противоположности: "Эта бумага белая" и

"Эта бумага не-белая". Среднего здесь нет. Контрарная противоположность связана

лишь законом запрещения противоречия. Пример: "Эта бумага белая" и "Эта бумага

черная", ведь бумага может быть и серой. Контрарное противоречие (противоположность)

Допускает среднее, контрадикторное - нет. Члены контрарного противоречия могут

Быть оба ложными (когда истина между, - это третье значение), но сразу истинными

Они быть не могут, это запрещено законом противоречия. Члены контрадикторной

Противоположности не могут быть не только сразу истинными, но и сразу ложными,

Ложность одной стороны влечет за собой истинность другой. Правда, у Аристотеля

Мы такой точности не находим.

<P>Категории. Выше была отмечена спорность принадлежности Аристотелю "Категорий"

(в которых нет ссылок на другие работы Аристотеля), а также их отношения к "Метафизике".

В контексте этой главы существенно напомнить, что первостепенное понятие первичной

сущности в "Категориях" трактуется кaк отдельное, единичное, в то время как

вид наряду с родом - "вторичные сущности" (чего в "Метафизике" вообще нет).

В "Категориях" говорится, что "если бы не существовало первых сущностей, не

могло бы существовать и ничего другого" (V, с. 56) 1 /Аристотель. Соч., т.2,

с. 56 ("Категории", гл. V)./, что "первые сущности, ввиду того что они подлежащие

для всего другого, называются сущностями в самом основном смысле" (там же, с.

Быть подлежащим - значит ни о чем не сказываться, никогда нигде не быть

Предикатом суждения, а быть всегда его субьектом. Виды и роды как вторичные

сущности - предикаты для первичных сущностей, они указывают "качество сушности"

(с. 59), так что в "Категориях" они смыкаются с категорией качества. Поскольку

слово "категориа" означает предикат, то первичные сущности не являются и категориями,

Тем не менее каждая из них - первая среди категорий. Первичная сущпость может

Принимать противоречивые качества, хотя и не сразу. Молодой человек по степенно

Становится старым.

<P>Другие категории. Итак, категории - наиболее общие роды высказываний, точнее

Говоря, имен. Любое слово, взятое обособленно, вне связи с другими словами,

т. е. "человек", "бежит" (но не "человек бежит"), означает "или сущность", или

"сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда",

или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или

"претерпевать" (IV, с. 55). Столь полный перечень категорий встречается еще

только в "Топике" (103, в 23). В других сочинениях, связываемых с именем Аристотеля,

категорий меньше. Во "Второй аналитике" их только восемь (нет "положения" и

"претерпевания"). Выше отмечалось, что в "Метафизике" шесть категорий: сущность,

Качество, количество, отношение, действие и страдание. Так или иначе, все категории,

Кроме первой, высказываются о первичной сущности, в силу чего се подпадает под

Ту или друrye из девяти категорий, находятся в подлежащем, каковым является



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: