Творческой деятельности, то то, что принято называть у Аристотеля практическими




И творческими науками, в его понимании не составляет науки. В искусстве ведь

нет аподиктического знания, а только "диалектическое". Поэтому, говоря о различении

Аристотелем теоретическими, практических и творческих наук, следует понимать

Это различение не только в отношении предметов, но и как различение в отношении

Ценности с точки зрения наличности. Итак, размышление, направленное на творчество

И на деятельиость, не является научным в такой мере, как теоретическое размышление,

Направленное на необходимое.

<P>Различие творчества и деятельности связано с тем, что Аристотель понимает деятельность

Узко.

<P>Нашему слову "делать" в древнегреческом языке соответствуют по крайней мере

два слова: "праттейн" и "пойейн". Первое "делание" связано со свободным выбором,

Тогда как второе напраьлено на выполнение художественного или технического замысла.

Отсюда различие между "пойэсис" как творчеством и "праксис" как деятельностью

В узком смысле слова, как лишь такой деятельности, которая связана со свободным

выбором. Аристотель подчеркивает, что "творчество и деятельность - не одно и

то жe" (Никомахова этика VI, 4, с. 110). Вместе с тем и в случае "праксис",

и в случае "пойэсис" субъектом действия и творчества является человек. Об этом

говорится в "Метафизике", где отмечено также различие между творчеством и деятельностью:

"Творческое начало находится в творящем, будь то ум, искусство или некоторая

Способность, а деятельное начало - в деятеле как его решение, ибо сделанное

и решенное - не одно и то же" (VI, 1, с. 117). Отсюда понятно, что то, что называют

Практическимп науками у Аристотеля,- главным образом этика и тесно связанная

с ней политика. "Праксис" же означает у великого философа вовсе не практику

В нашем ее понимании, а только этико-политическую деятельность (производственную

Практику Аристотель совершенно третирует, приравнивая, как было отмечено, ремесленника

Предмету неодушевленной природы). Из всего сказанного должно быть ясно, чем

Отличаются друг от друга деятельность и творчество и почему творчество не деятельность.

<P>Деятельности и творчеству Аристотель противопоставляет теорию. Это древнегреческое

слово означало прежде всего "созерцание". У Аристотеля, как уже отмечалось,

Теория и практика разорваны. Эта разорванность сказывается уже в самом термине,

Означающем вовсе не то, что мы понимаем под теорией (обобщение, наука, направляющие

Практику как материальную деятельность), а именно созерцание, умозрение. Поэтому

Теоретические науки у Аристотеля - науки созерцательные, что было возможно в

Силу их резко преобладающей умозрительности, оторванности от опыта и от производственной

Практики людей.

<P>Однако надо отметить, что в случае теоретических наук Аристотель различает

Познающий субъект и познаваемый ооъект, в случае же творчества и деятельности

Науки о них нечетко отделены от творчества и деятельности как своих предметов.

Это неудивительно, учитывая, что связь между субъектом и объектом в этих областях

Значительно более тесная и интимная, чем в случае наук о природе и сущем вообще,

На что и направлены в первую очередь теоретические науки. В случае же творческих

и "практических" наук субъект не занял еще позицию созерцателя самого себя.

Это весьма трудно, порой же и невозможно. Аристотель бессознательно чувствует,

Что в этих областях уже вмешиваются интересы - национальные, классовые, партийные,

А потому невозможны ни безвольное созерцание, ни однозначное понимание самого

Предмета. Здесь субъект значительно больше деформирует свой предмет, чем в случае

Познания природы и сущего, которое более безразлично субъекту, чем он сам.

<P>Теоретические науки. Напомним, что это - "первая философия", или метафизика,

"вторая философия", или физика, и математика. Приведем подытоживающую формулировку

из "Метафизики": "Физика занимается предметами, существующими самостоятельно,

Но предметы эти не лишены движения; у математики некоторые отрасли имеют дело

С объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно,

А даются в материи; что же касается первой философии, то она рассматривает и

обособленные предметы, и неподвижные" (VI, 1, с. 108). В. И. Ленин ценил аристотелевскую



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: