И творческими науками, в его понимании не составляет науки. В искусстве ведь
нет аподиктического знания, а только "диалектическое". Поэтому, говоря о различении
Аристотелем теоретическими, практических и творческих наук, следует понимать
Это различение не только в отношении предметов, но и как различение в отношении
Ценности с точки зрения наличности. Итак, размышление, направленное на творчество
И на деятельиость, не является научным в такой мере, как теоретическое размышление,
Направленное на необходимое.
<P>Различие творчества и деятельности связано с тем, что Аристотель понимает деятельность
Узко.
<P>Нашему слову "делать" в древнегреческом языке соответствуют по крайней мере
два слова: "праттейн" и "пойейн". Первое "делание" связано со свободным выбором,
Тогда как второе напраьлено на выполнение художественного или технического замысла.
Отсюда различие между "пойэсис" как творчеством и "праксис" как деятельностью
В узком смысле слова, как лишь такой деятельности, которая связана со свободным
выбором. Аристотель подчеркивает, что "творчество и деятельность - не одно и
то жe" (Никомахова этика VI, 4, с. 110). Вместе с тем и в случае "праксис",
и в случае "пойэсис" субъектом действия и творчества является человек. Об этом
говорится в "Метафизике", где отмечено также различие между творчеством и деятельностью:
"Творческое начало находится в творящем, будь то ум, искусство или некоторая
Способность, а деятельное начало - в деятеле как его решение, ибо сделанное
и решенное - не одно и то же" (VI, 1, с. 117). Отсюда понятно, что то, что называют
|
Практическимп науками у Аристотеля,- главным образом этика и тесно связанная
с ней политика. "Праксис" же означает у великого философа вовсе не практику
В нашем ее понимании, а только этико-политическую деятельность (производственную
Практику Аристотель совершенно третирует, приравнивая, как было отмечено, ремесленника
Предмету неодушевленной природы). Из всего сказанного должно быть ясно, чем
Отличаются друг от друга деятельность и творчество и почему творчество не деятельность.
<P>Деятельности и творчеству Аристотель противопоставляет теорию. Это древнегреческое
слово означало прежде всего "созерцание". У Аристотеля, как уже отмечалось,
Теория и практика разорваны. Эта разорванность сказывается уже в самом термине,
Означающем вовсе не то, что мы понимаем под теорией (обобщение, наука, направляющие
Практику как материальную деятельность), а именно созерцание, умозрение. Поэтому
Теоретические науки у Аристотеля - науки созерцательные, что было возможно в
Силу их резко преобладающей умозрительности, оторванности от опыта и от производственной
Практики людей.
<P>Однако надо отметить, что в случае теоретических наук Аристотель различает
Познающий субъект и познаваемый ооъект, в случае же творчества и деятельности
Науки о них нечетко отделены от творчества и деятельности как своих предметов.
Это неудивительно, учитывая, что связь между субъектом и объектом в этих областях
|
Значительно более тесная и интимная, чем в случае наук о природе и сущем вообще,
На что и направлены в первую очередь теоретические науки. В случае же творческих
и "практических" наук субъект не занял еще позицию созерцателя самого себя.
Это весьма трудно, порой же и невозможно. Аристотель бессознательно чувствует,
Что в этих областях уже вмешиваются интересы - национальные, классовые, партийные,
А потому невозможны ни безвольное созерцание, ни однозначное понимание самого
Предмета. Здесь субъект значительно больше деформирует свой предмет, чем в случае
Познания природы и сущего, которое более безразлично субъекту, чем он сам.
<P>Теоретические науки. Напомним, что это - "первая философия", или метафизика,
"вторая философия", или физика, и математика. Приведем подытоживающую формулировку
из "Метафизики": "Физика занимается предметами, существующими самостоятельно,
Но предметы эти не лишены движения; у математики некоторые отрасли имеют дело
С объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно,
А даются в материи; что же касается первой философии, то она рассматривает и
обособленные предметы, и неподвижные" (VI, 1, с. 108). В. И. Ленин ценил аристотелевскую