на ошибки, как будто ребенок или безумный" 1 /Аристотель Политика. СПб., 1865,
кн. IV, гл. 1, с. 145 - 146./. Аристотель отмечает, что "добродетель не вредит
тому, в ком она пребывает" (III, 6, с. 118), что "без добродетели человек становится
Самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслажденшо
и пище он хуже тогда всякого животного" (I, 1, с. 8). Ведь "от прочих животных
Человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом
(I, 1, с. 7).
<P>Аристотель понимает справедливость как оощее благо. Достижению общего блага
И должна служить политика, это ее главная цель. Достичь этой цели нелегко. Политик
Должен учитывать, что человек подвержен страстям и что человеческая природа
Испорчена. Поэтому политик не должен ставить своей целью воспитание нравственно
Совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина
- умением повиноваться властям и законам.
<P>Такова программа-минимум "Политики" Аристотеля, которая сильно отличается от
той заявки, которую мы находим в "Этике". Программа-максимум распространяется
Аристотелем лишь на правителей: для умения властвовать необходима не только
Добродетель гражданина, но и добродетель человека, ибо власть имущий должен
Быть нравственно совершенным.
<P>Метод политики как науки. Метод политики как науки у Аристотеля - метод анализа,
ведь "каждое дело должно исследовать в его основных самомалейших частях" (1,
С. 8), что применительно к политике означает анализ государства, выяснение,
Из каких элементов оно состоит. Необходимо также исследовать реально существующие
|
Формы политического устройства и созданные философами социальные проекты, интересуясь
При этом не только абсолютно наилучшими формами государственного устройства,
Но и лучшими из возможных. Оправданием такого исследования является, как подчеркивает
Аристотель, несовершенство существующих форм политического быта.
<P>Государство и его состав. Аристотель определяет государство как "форму общежития
граждан, пользующихся известным политическим устройством" (III, 1, с. 100),
политическое же устройство - как "порядок, который лежит в основании распределения
государственных властей" (VI, 1, с. 217). Политическое устройство предполагает
власть закона, определяемого философом как "бесстрастный разум", как "те основания,
По которнм властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного
быта против тех, кто ее нарушает" (VI, 1, с. 217).
<P>Аристотель различает в политичсском устройстве три части: законодательную,
Административную и судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчеркивает
Его многочастность и неподобие частей друг другу, различие составляющих его
людей - "из людей одинаковых государство образоваться не может" (II, 1, с. 39),
А также различие семей в государстве.
<P>Но главное в государстве - это гражданин. Государство состоит именно из граждан.
Отмечая, что каядое политическое устройство имеет свое понятие о гражданине,
Сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении,
|
называя это "абсолютным понятпем гражданина" (III, 1, с. 95). Аристотель этим,
По-видимому, желает сказать, что оно истинно для всех полптических устройств,
Разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, какие слои
Населения допускаются там до суда и управления. Кроме того, граждане несут военную
Службу и служат богам. Итак, граждане - это те, кто исполняет воинскую, административную,
Судейскую и жреческую фуикции.
<P>Происхождение государства. Аристотель пытается подойти к государству исторически.
Но, будучи идеалистом, он неспособен понять причины возникновения государства,
ограничиваясь лишь внешним описанием его "формирования. Государство, будучи
Формой общежития граждан,- не единственная его форма. Другие формы - семья и
Селение. Они предшествуют государству, которое по отношеншо к ним выступает
Как их цель. Государство - энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как
Гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе политическое
существо. Об этом он говорит дважды: в "Этике" (I, 5, с. 10) и в "Политике"
(I, 1, с. 6 - 7).
<P>Больше Аристотель ничего не может сказать о стимулах создания государства,
Для него государство существует естественно. Это означает, что философ не может
Найти специфические законы общественного развития, он даже не подозревает об