Обола губит самых близких друзей, кто наконец, так не рассудптелен и так способен




на ошибки, как будто ребенок или безумный" 1 /Аристотель Политика. СПб., 1865,

кн. IV, гл. 1, с. 145 - 146./. Аристотель отмечает, что "добродетель не вредит

тому, в ком она пребывает" (III, 6, с. 118), что "без добродетели человек становится

Самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслажденшо

и пище он хуже тогда всякого животного" (I, 1, с. 8). Ведь "от прочих животных

Человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом

(I, 1, с. 7).

<P>Аристотель понимает справедливость как оощее благо. Достижению общего блага

И должна служить политика, это ее главная цель. Достичь этой цели нелегко. Политик

Должен учитывать, что человек подвержен страстям и что человеческая природа

Испорчена. Поэтому политик не должен ставить своей целью воспитание нравственно

Совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина

- умением повиноваться властям и законам.

<P>Такова программа-минимум "Политики" Аристотеля, которая сильно отличается от

той заявки, которую мы находим в "Этике". Программа-максимум распространяется

Аристотелем лишь на правителей: для умения властвовать необходима не только

Добродетель гражданина, но и добродетель человека, ибо власть имущий должен

Быть нравственно совершенным.

<P>Метод политики как науки. Метод политики как науки у Аристотеля - метод анализа,

ведь "каждое дело должно исследовать в его основных самомалейших частях" (1,

С. 8), что применительно к политике означает анализ государства, выяснение,

Из каких элементов оно состоит. Необходимо также исследовать реально существующие

Формы политического устройства и созданные философами социальные проекты, интересуясь

При этом не только абсолютно наилучшими формами государственного устройства,

Но и лучшими из возможных. Оправданием такого исследования является, как подчеркивает

Аристотель, несовершенство существующих форм политического быта.

<P>Государство и его состав. Аристотель определяет государство как "форму общежития

граждан, пользующихся известным политическим устройством" (III, 1, с. 100),

политическое же устройство - как "порядок, который лежит в основании распределения

государственных властей" (VI, 1, с. 217). Политическое устройство предполагает

власть закона, определяемого философом как "бесстрастный разум", как "те основания,

По которнм властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного

быта против тех, кто ее нарушает" (VI, 1, с. 217).

<P>Аристотель различает в политичсском устройстве три части: законодательную,

Административную и судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчеркивает

Его многочастность и неподобие частей друг другу, различие составляющих его

людей - "из людей одинаковых государство образоваться не может" (II, 1, с. 39),

А также различие семей в государстве.

<P>Но главное в государстве - это гражданин. Государство состоит именно из граждан.

Отмечая, что каядое политическое устройство имеет свое понятие о гражданине,

Сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении,

называя это "абсолютным понятпем гражданина" (III, 1, с. 95). Аристотель этим,

По-видимому, желает сказать, что оно истинно для всех полптических устройств,

Разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, какие слои

Населения допускаются там до суда и управления. Кроме того, граждане несут военную

Службу и служат богам. Итак, граждане - это те, кто исполняет воинскую, административную,

Судейскую и жреческую фуикции.

<P>Происхождение государства. Аристотель пытается подойти к государству исторически.

Но, будучи идеалистом, он неспособен понять причины возникновения государства,

ограничиваясь лишь внешним описанием его "формирования. Государство, будучи

Формой общежития граждан,- не единственная его форма. Другие формы - семья и

Селение. Они предшествуют государству, которое по отношеншо к ним выступает

Как их цель. Государство - энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как

Гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе политическое

существо. Об этом он говорит дважды: в "Этике" (I, 5, с. 10) и в "Политике"

(I, 1, с. 6 - 7).

<P>Больше Аристотель ничего не может сказать о стимулах создания государства,

Для него государство существует естественно. Это означает, что философ не может

Найти специфические законы общественного развития, он даже не подозревает об



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: