Бы поднимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить
Его закону смешно. Выступая против остракизма, обычно применяемого в античных
Демократиях против таких людей как средство противотиранической защиты, Аристотель
утверждает, что "такие люди в государствах (если они, конечно, окажутся, что
случается редко. - А. Ч.) суть вечные цари их" (III, 8, с. 131), что если такой
человек окажется в государстве, то "остается только повиноваться такому человеку".
<P>Однако в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии
Власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия
Возможна там, где личное достоинство ценится народом, а так как личное достоинство
Обычно присуще благородным, то они и правят при аристократии. При политии (республике)
Государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ,
единственная общая им всем добродетель - воинская, поэтому "республика состоит
из людей, носящих оружие". Другого народовластия он не знает.
<P>Таковы правильные формы правления. Аристотель в какой-то мере признает их все.
В пользу третьей формы он также находит довод, ставя вопрос о том, обладает
Ли преимуществом большинство перед меньшинством, и отвечает на него положительно
В том смысле, что, хотя каждый член меньшинства лучше каждого члена большинства,
В целом большинство лучше меньшинства, ибо хотя там каждый ооращает внимание
Лишь на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все.
<P>Что касается неправильных форм политического устройства, то Аристотель резко
|
осуждает тиранию, утверждая, что "тираническая власть не согласна с природою
человека" (III, 2, с. 141). В "Политике" содержатся знаменитые слова философа,
что "чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана" (II, 4,
С. 6l), ставшие впоследствие лозунгом тираноборцев. При олигархии правят богатые,
А так как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых.
<P>Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее
Сносной (VI, 2, с. 219), но при условии, что власть там остается в руках закона,
А не толпы (охлократия).
<P>Аристотель пытается найти переходы между формами политического устройства.
Олигархия, подчиняясь одному лицу, становится деспотией, а распускаясь и ослабляясь
- демократией. Царство вырождается в аристократию или политию, полития - в олигархию,
Олигархия - в тиранию, тирания может стать демократией.
<P>Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение государства. Политическое
Учение философа - не только описание того, что есть, как он это понимал, но
И набросок должного. Это сказывалось уже в делении Аристотелем форм политического
Устройства по качеству, а также в том, как философ определял назначение государства.
Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические
Функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им
удовлетворять свои материальные потребности, а в том, чтобы жить участливо:
"Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо
|
более в том, чтобы жить счастливо" (III, 5, с. 115). По Аристотелю, это возможно
Лишь в государстве. Аристотель - последовательный сторонник государства. Оно
для него - "совершеннейшая форма жизни", "среда счастливой жизни" (I, 1, с.
6, 7). Государство, далее, якобы служит "общему благу". Но это относится только
К, правильным формам.
<P>Итак, критерием правильных форм является их возможность служить общему благу.
Аристотель утверждает, что монархия, аристократия и полития служат общему благу,
Тирания, олигархия и демократия - лишь частным интересам соответственно одного
лица, меньшинства, большинства. Например, "тирания есть та же монархия, но имеющая
в виду только выгоду одного монарха" (III, 5, с. 112). Это деление надуманное.
История Древней Греции - история борьбы рабов и свободных, а внутри свободных
- благородных и неблагородных, богатых и бедных, при этом монархия отличалась
От тирании лишь тем, что монарх опирался на свое происхождение и служил интересам
Благородных, тиран же был узурпатором, но он в большинстве случаев служил интересам
Народа. Не случайно в Греции переход от аристократии и монархии к демократии
Был опосредован тиранией.
<P>Говоря о наилучшем политическом устройстве, Аристотель различает абсолютно
Наилучшую и реально возможную формы. Но идеальное государство Платона Аристотель