Калликла. Аристотель утверждает, что человек, превосходячий всех людей, как




Бы поднимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить

Его закону смешно. Выступая против остракизма, обычно применяемого в античных

Демократиях против таких людей как средство противотиранической защиты, Аристотель

утверждает, что "такие люди в государствах (если они, конечно, окажутся, что

случается редко. - А. Ч.) суть вечные цари их" (III, 8, с. 131), что если такой

человек окажется в государстве, то "остается только повиноваться такому человеку".

<P>Однако в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии

Власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия

Возможна там, где личное достоинство ценится народом, а так как личное достоинство

Обычно присуще благородным, то они и правят при аристократии. При политии (республике)

Государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ,

единственная общая им всем добродетель - воинская, поэтому "республика состоит

из людей, носящих оружие". Другого народовластия он не знает.

<P>Таковы правильные формы правления. Аристотель в какой-то мере признает их все.

В пользу третьей формы он также находит довод, ставя вопрос о том, обладает

Ли преимуществом большинство перед меньшинством, и отвечает на него положительно

В том смысле, что, хотя каждый член меньшинства лучше каждого члена большинства,

В целом большинство лучше меньшинства, ибо хотя там каждый ооращает внимание

Лишь на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все.

<P>Что касается неправильных форм политического устройства, то Аристотель резко

осуждает тиранию, утверждая, что "тираническая власть не согласна с природою

человека" (III, 2, с. 141). В "Политике" содержатся знаменитые слова философа,

что "чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана" (II, 4,

С. 6l), ставшие впоследствие лозунгом тираноборцев. При олигархии правят богатые,

А так как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых.

<P>Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее

Сносной (VI, 2, с. 219), но при условии, что власть там остается в руках закона,

А не толпы (охлократия).

<P>Аристотель пытается найти переходы между формами политического устройства.

Олигархия, подчиняясь одному лицу, становится деспотией, а распускаясь и ослабляясь

- демократией. Царство вырождается в аристократию или политию, полития - в олигархию,

Олигархия - в тиранию, тирания может стать демократией.

<P>Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение государства. Политическое

Учение философа - не только описание того, что есть, как он это понимал, но

И набросок должного. Это сказывалось уже в делении Аристотелем форм политического

Устройства по качеству, а также в том, как философ определял назначение государства.

Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические

Функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им

удовлетворять свои материальные потребности, а в том, чтобы жить участливо:

"Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо

более в том, чтобы жить счастливо" (III, 5, с. 115). По Аристотелю, это возможно

Лишь в государстве. Аристотель - последовательный сторонник государства. Оно

для него - "совершеннейшая форма жизни", "среда счастливой жизни" (I, 1, с.

6, 7). Государство, далее, якобы служит "общему благу". Но это относится только

К, правильным формам.

<P>Итак, критерием правильных форм является их возможность служить общему благу.

Аристотель утверждает, что монархия, аристократия и полития служат общему благу,

Тирания, олигархия и демократия - лишь частным интересам соответственно одного

лица, меньшинства, большинства. Например, "тирания есть та же монархия, но имеющая

в виду только выгоду одного монарха" (III, 5, с. 112). Это деление надуманное.

История Древней Греции - история борьбы рабов и свободных, а внутри свободных

- благородных и неблагородных, богатых и бедных, при этом монархия отличалась

От тирании лишь тем, что монарх опирался на свое происхождение и служил интересам

Благородных, тиран же был узурпатором, но он в большинстве случаев служил интересам

Народа. Не случайно в Греции переход от аристократии и монархии к демократии

Был опосредован тиранией.

<P>Говоря о наилучшем политическом устройстве, Аристотель различает абсолютно

Наилучшую и реально возможную формы. Но идеальное государство Платона Аристотель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: