Образованию государства, философ знает лишь семью развитого рабовладельческого
общества, о которой он неисторически мыслит, считая, что это "первая естественная
форма общежития, неизменявшаяся во все времена человеческого существования"
(I, 1, с. 4).
<P>Действительно, семья в изображешш Аристотеля непременно имеет три двойные части
и соответствующие им три формы отношений, "первые и самомалейшие части семьи
суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети" (I, 2, с. 8), а потому "в семье
имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские"
(I, 2, с. 9). В соответствии с этим Аристотель различает в семье власть господскую
И власть домохозяина, первая власть - власть над рабами, вторая - над женой
И детьми. Первая простирается на предметы, необходимые для жизни, на рабов в
Том числе, вторая имеет в виду пользу семьи, жены, детей. Власть домохозяина
- своего рода монархическая власть. Власть жены в семье протпвоестественна:
"где природные отношения не извращены, там преимущество власти принадлежит мужчине,
а не женщине" (I, 5, с. 32). Аристотель с одобрением приводит в своей "Политике"
слова Софокла: "Молчание придает женшине красоту" (Аякс, стих 29). В таком отношении
К женщине сказалось ее приниженное положение в Аттике, в Афинах, где женщины
Были совершенно выключены из культуры, образования, общественных дел и политики.
<P>Далее в своем историческом экскурсе Аристотель неправильно считает, что несколько
Семей со временем ооразувт селение. На самом деле, как известно, индивидуальные
Семьи выделяются из первобытной общины, из групповых семей. У Аристотеля же
|
Сение - разросшаяся семья, интересы которой уже превосходят обыденные нужды.
Из нескольких селений как их энтелехия возникает государство. Аристотель описал
Здесь внешний процесс. Афины действительно сложились из нескольких селений,
В каждом из которых поклонялись своей Афине. Отсюда и множественное число в
Названии центра Аттики. Однако это лишь внешняя сторона дела. Аристотель в силу
Своей классовой и исторической ограниченности не смог глубоко взглянуть на суть
Процесса генезиса государства. Неверно представляет он себе и природу государственной
Власти. Для него власть в государстве - это продолжение власти главы семьи.
<P>Такова патриархальная теория происхождения государства Аристотеля. А так как
Власть домохозяина по отношешпо к жене и детям, как отмечалось, монархическая,
То и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.
<P>Формы политического устройства, их классификация. Однако патриархальная монархия
- не единственная форма политического устройства. Таких форм много. Ведь всякое
Государство - сложное целое, состоящее из неподобных частей со своими представлениями
О счастье и средствах его достижения, причем каждая из частей государства рвется
К власти, дабы установить собственную форму правления. Разнообразны и сами народы.
Одни поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской,
А для иных нужна и свободная политическая жизнь, гoворит философ, имея в виду
|
Под последними народами только греков. При изменешш политического устройства
Люди остаются теми же самыми. Аристотель не понимает, что человек не внеисторическое
Явление, а совокупность всех общественных отношений, продукт своей эпохи и своего
Класса.
<P>Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному,
Качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего
Тем, в чьих руках власть - у одного лица, у меньшинства или у большинства. Таков
Количественный критерий. Однако и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут
править "правильно" и "неправильно". Таков качественный критерий, Кроме того,
Меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные
В большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку
Совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических
Устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных
- тирания, олигархия и демократия.
<P>Монархия - древнейшая форма политического устройства, первая и самая божественная
Форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии в государстве
Превосходнейшего человека. Аристотель здесь, в сущности, говторяет взгляды софиста