Творчестве, в творении новых форм, искусство есть подражание, мимесис.




<P>Мимесис. Итак, в отличие от техники искусства подражательны. Аристотель поэтому

говорит в "Поэтике": "Сочинение эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов,

Равно как и большая часть авлетики с кифаристикой,- все это в целом не что иное,

как подражание" 1 /Аристотель. Поэтика. - В кн.: Аристотель и античная литература.

М., 1978, с. 112./. О мимесисе написано много интересного. Но обычно не учитывается,

Что мимесис, по Аристотелю, надо понимать в контексте ero учения о форме и материи,

Актуальном и потенциальнсм, об энтелехии. Будучи в силу непонимания решающего

Значения производственной практики людей неспособным понять происхождение форм

Искусственных вещей (ведь формы вечны, однако формы искусственных вещей творятся

человеком), Аристотель истолковал "изящные искусства" не как творчество, а как

Подражание. Правда, мимесис - не копирование. Художник волен выбирать предметы,

Средства и способы подражания.

<P>Поэзия. Так как в дошедшей части "Поэтики" речь идет лишь о поэзии, то мы ограничимся

Здесь этим искусством. Поэзия понимается широко - это искусство слова вooбще.

Эпос, трагедия, комедия, дифирамб, авлетика (игра на флейте), кифаристика пользуются

Такими средствами подражания, как ритм, слово, гармония, либо всеми вместе или

Одним из них. Проза пользуется только словами без ритма и гармонии. В сохранившейся

части "Поэтики" рассматривается в основном трагедия.

<P>Искусство может изображать людей, улучшая их, ухудшая или сохраняя такими,

Как они есть. Это трагедия, комедия и драма. Возможны и различные способы подражания.

Вообще же задача поэта - говорить не о том, что было, а о том, что могло бы

Быть, будучи возможным в силу вероятности или необходимости (IХ, 1451 в, с.

126). Этим поэзия отличается в лучшую сторону от истории, поэтому "поэзия философичнее

и серьезнее истории", "поэзия больше говорит об общем, история - о единичном".

В этом суждении Аристотеля искусство, по крайней мере поэзия, соприкасается

как с наукой, так и с "технэ" в той мере, в какой и "технэ", и поэзия имеют

Дело с общим. Все же общее в искусстве и в науке не одно и то же, в первом случае

Это типически-образное, а во втором - понятийное. Аристотель это чувствовал.

Третирование же исторической дисциплины как сферы единичного было возможно лишь

Потому, что древние знали лишь одну исторшо - змпирическую, а законы социальной

Истории им были неведомы.

<P>Итак, мимесис - это подражание, но подражание относительно свободное в силу

Многообразия средств, предметов и способов подражания, а также в силу обобщающего

Характера искусства, изображающего не единичное, а общее, не то, что было, а

То, что могло бы быть. Возмо иное и существенное бытие изображается в единичном,

В конкретных действиях и характерах, однако в единичном оставляется только то,

Что служит существенному. Здесь проявляется свобода подражания, его активность.

Эту мысль Аристотель развивает на примере трагедии.

<P>Трагедия. В "Поэтике" содержится известное определение трагедии Аристотелем:

"Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный]

объем, [производимое] речью, услащенной по-разному, в различных ее частях, [производимое]

В действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха

очищение подобных страстей" (VI, 1449 в, с. 120). При этом поясняется, что

"услащенная речь" - речь, нмеющая ритм, гармонию и напев, что в одних частях

трагедии это "услащение" совершается только метрами (частные случаи ритмов),

а в других - еще и напевом. Речь и музыкальная часть - средства подражания;

Зрелище - способ; сказание, характеры, мысль - предмет подражания. При этом

Сказание - подражание действию, сочетание событий; характер - то, что нас заставляет

Называть действующие лица таковыми, это склонности людей; мысль - то, в чем

Говорящие указывают на что-то конкретное или, напротив, выражают более или менее

Общее суждение. Аристотель усматривает главное в трагедии не в характерах людей,

А в сказаниях, в действии, в связи событий. Возможна трагедия и без характеров,

но невозможна трагедия без действия - "начало и как бы душа трагедии - именно

сказание, и [только] во вторую очередь - характеры" (VI, 1450 а, с. 122).

<P>Активность мимесиса в трагедии выражается в том, что там производится тщательный

Отбор для изображаемых действий с той целью, чтобы трагедия была целостна, а

Для этого философом определяетсл объем трагедии, подчеркивается необходимость



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: