Такова, что жить без рабов невозможно. К тому же природа создала их в изобилии




- среди не-греков. Ведь "варвар и раб по природе одно и то же" (I, 1, с. 17).

С варварами не воюют, на них охотятся, и такая "война" справедлива.

<P>Итак, в наилучшем государстге все граждане-греки превращаются в рабовладельцев,

А все народы мира - в их рабов. Греки должны стать властелинами Вселенной. Такова

Программа Аристотеля.

<P>Экономические взгляды. У Аристотеля были глубокие экономические догадки. К.

Маркс называл Аристотеля великим исследователем, впервые анализировавшим форму

Стоимости наряду со многими формами мышления, общественными и естествсиными

Формами 1 /См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 68./.

<P>Аристотель впервые исследовал в совокупности такие явления общественной жизни,

Как разделение труда, товарное хозяйство, обмен, деньги, два вида стоимости,

Распределение и т. д. Аристотель связывает обмен с разделением труда, распадением

Первоначальной семьи на малые семьи (здесь фплософ более прав, чем в учении

О семье). В связи с размышлениями об обмене Аристотель подходит вплотную к двум

Формам собственности, правда, одну из них он называет естественной а другую

- неестественной. Например, использование продукта труда для обмена, по убеждению

философа, "неестественно", Он смотрит на товарно-денежное хозяйство с позиций

Натурального хозяйства. Тем более удивительны его прозрения.

<P>Говоря об обмене и угадывая двоякость стоимости, Аристотель также смутно догадывался,

Что денежная форма товара есть дальнейшее развитие простой формы стоимости,

Что деньги функционируют и как мера стоимости, и как средство обращения. Он

Различает слитковую форму депег и монетную форму. Спорен вопрос, в какой мере

Аристотель подходит к понятию стоимости вообще и к трудовой теории стоимости

В частности.

<P>Он учил об уравнивающей и распределяющей справедливости. Уравнивающую справедливость

он определял как "воздаяние другому равным". Аристотель поясняет: "Воздаяние

Равным имеет место, когда найдено уравнение, когда, например, земледелец относится

к сапожнику так же, как работа сапожника к работе земледельца" (Этика V, 8,

С. 92). Здесь философ подходит к трудовой теории стоимости, хотя это - лишь

Случайная догадка. Иначе он не скатился, бы к мысли, что мера стоимости - деньги.

Выступал он и против ростовщичества.

<P>ТЕМА 75. ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ

<P>Из миогочисленных работ Аристотеля по эстетике сохранплся лишь отрывок "Поэтики".

Как уже отмечалось, под искусством Аристотель понимает всю предметную человеческую

Деятельность и ее продукт. Он третнрует производственную деятельность, а под

Практикой понимает лишь нравственно-политическую сторону общественной жизни.

Производственная деятельность - это презренное делание (праттейн). Близко к

Этому и искусство в нашем понимании слова. Для Аристотеля Фидий - всего лишь

"обделыватель камней". Различие искусства как производственной деятельности

и искусства в нашем смысле слова надо искать в тех словах "Физики" Аристотеля,

где сказало, что "искусство частью завершает то, что природа не в состоянии

сделать, частью подражает ей" (Физика II, 8, с. 36).

<P>Производственная деятельность творит новые вещи, не существующие в природе.

Искусство в нашем смысле слова подражает природе. Когда Аристотель говорит в

"Метафизике", что "через искусство возникают те вещи, форма которых находится

в душе" (VII, 7, с. 121), то он имеет в виду производственную деятельность.

Правда, так и остается неясным происхождение форм искусственных вещей. Заложены

Ли они в пассивном интеллекте наряду с формами природы, реализуемыми благодаря

Воздействию на пассивный интеллект с двух сторон (со стороны представлений и

Со стороны активного разума) или они творения души - этого мы так и не узнаем.

Но общий ответ все же можно предположить: формы искусственных вещей - это средства

Осуществления целей и удовлетворения потребностей, которые возникают в реальной

Практическои жизни людей. Что же до искусства в нашем смысле слова, то здесь

Все проще. Формы искусства, произведения искусства - не какие-то совершенно

Новые и невиданные в природе формы. Это подражание формам бытия, как естественным,

Так и искусственным. Поэтому для Аристотеля, отказавшего искусству в абсолютном



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: