добродетель как "похвальные приобретенные свойства души" (I, 13).
<P>Структура души и виды добродетели. Свою этику Аристотель основывает на психологии,
На известном нам уже делении человеческой души на три части. Это деление философ
повторяет и развивает и в своей работе "Этика". Человеческая душа делится на
Неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается
На рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и тео етический.
Теоретический и практический разум характеризуется и в трактате "О душе". Там
сказано, что "созерцательный", или "созерцаюощий ум" "не мыслит ничего относяшегося
к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться" (III,
9, с. 442), тогда как практический ум "от созерцающего ума отличается своей
направленностью к цели" (III, 10, с. 422), это "ум, размышляющий о цели, то
есть направлепный на деятельность" (там же, с. 442). Неразумная часть душн разделена
в "Этике" на растительную (питательную) и страстную, стремящуюся, аффективную.
Что касается растительной души, то там нет ни добродетелеи, ни пороков. Страстная
И разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной душн
Имеются свои дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели и свои дианоэтические
Пороки. Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие,
А пороки - противоположные им состояния духа.
<P>Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их
Добродетели - добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически
|
Добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Как
Дианоэтические, так и этические добродетели даны человеку не от природы, от
Природы дана лишь возможность их. Дианоэтические добродетели приобретаются путем
обучения, а этические - путем. воспитания. Поэтому "всякий,- сказано у Аристотеля,-
в известном отношении виновник собственного характера" (III, 7, с. 49). Интересно,
Что философ рассматривает в этическом разрезе не только поведение человека,
Но и его интересы. Лишь тот человек. полностью добродетелен, кто стремится к
Мудрости, т. е. философ. Стремление к высшим ценностям, надо полагать, считал
Аристотель, возвышает душу и отвлекает ее от пороков, заставляя быть и этически
Добродетельной.
<P>Этические добродетели опрелеляются философом клк "середина двух пороков" (II,
С. Зб). Например, недсстаток мужества - это трусость, избыток же мужества
- тоже порок, ибо это безумная отважность. Но так как она встречается редко,
То люди привыкли противопоставлять мужеству лишь трусость. Итак, этические добродетели
- это мудрая середина между крайностями. Так, щедрость - серелина между скупостью
И мотовством.
<P>Достижение добродетели и роль знания. В этом вопросе Apистотель справедливо
оспаривает мнение Сократа о том, что якобы "никто, обладая знанием, не станет
противодействовать добру" (VII, 1, с. 123). Этот тезис Сократа противоречит
Очевидности. Ведь одно дело иметь знание о добре и зле, а другое - уметь или
|
Хотеть эти знанием пользоваться.
<P>Знание и действие не одно и то же, знание носит общий характер, действие же
Всегда частно. Знание того, что мужество - середина между двумя пороками, еще
Не дает, умения находить эту середину в жизни. Добродетели - не качества разума,
Делает вывод философ в полемике с мнением Сократа, они всего лишь сопряжены
С разумом. Главное в приобретении этических добродетелей характера не само знание,
А воспитание, привычка. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших
Привычек. Совершая храбрые поступки, человек привыкает быть мужественным, привыкая
Же трусить - трусом. Дело воспитателей и государства прививать добродетели.
Законодатели должны приучать граждан быть не только хорошими, но и храбрыми.
<P>Большую роль играет здесь пример. Нравственный человек - мера для других людей.
Психологически-этическая нравственность означает повиновение страстной части
Души практическому разуму. Добродетель - сама себе награда. Порочных людей одна
Часть души влечет в одну сторону, другая - в другую, в их душах постоянное возбуждение,
Их гнетет раскаяние. Нравственный человек всегда в гармонии с самим собой. Он
Не знает укоров совести.
<P>Практичность. Собственная добродетель практической части разумной души - практичность