С. 23), от природы нам дана лишь возможность приобрести ее. Аристотель определяет




добродетель как "похвальные приобретенные свойства души" (I, 13).

<P>Структура души и виды добродетели. Свою этику Аристотель основывает на психологии,

На известном нам уже делении человеческой души на три части. Это деление философ

повторяет и развивает и в своей работе "Этика". Человеческая душа делится на

Неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается

На рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и тео етический.

Теоретический и практический разум характеризуется и в трактате "О душе". Там

сказано, что "созерцательный", или "созерцаюощий ум" "не мыслит ничего относяшегося

к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться" (III,

9, с. 442), тогда как практический ум "от созерцающего ума отличается своей

направленностью к цели" (III, 10, с. 422), это "ум, размышляющий о цели, то

есть направлепный на деятельность" (там же, с. 442). Неразумная часть душн разделена

в "Этике" на растительную (питательную) и страстную, стремящуюся, аффективную.

Что касается растительной души, то там нет ни добродетелеи, ни пороков. Страстная

И разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной душн

Имеются свои дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели и свои дианоэтические

Пороки. Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие,

А пороки - противоположные им состояния духа.

<P>Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их

Добродетели - добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически

Добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Как

Дианоэтические, так и этические добродетели даны человеку не от природы, от

Природы дана лишь возможность их. Дианоэтические добродетели приобретаются путем

обучения, а этические - путем. воспитания. Поэтому "всякий,- сказано у Аристотеля,-

в известном отношении виновник собственного характера" (III, 7, с. 49). Интересно,

Что философ рассматривает в этическом разрезе не только поведение человека,

Но и его интересы. Лишь тот человек. полностью добродетелен, кто стремится к

Мудрости, т. е. философ. Стремление к высшим ценностям, надо полагать, считал

Аристотель, возвышает душу и отвлекает ее от пороков, заставляя быть и этически

Добродетельной.

<P>Этические добродетели опрелеляются философом клк "середина двух пороков" (II,

С. Зб). Например, недсстаток мужества - это трусость, избыток же мужества

- тоже порок, ибо это безумная отважность. Но так как она встречается редко,

То люди привыкли противопоставлять мужеству лишь трусость. Итак, этические добродетели

- это мудрая середина между крайностями. Так, щедрость - серелина между скупостью

И мотовством.

<P>Достижение добродетели и роль знания. В этом вопросе Apистотель справедливо

оспаривает мнение Сократа о том, что якобы "никто, обладая знанием, не станет

противодействовать добру" (VII, 1, с. 123). Этот тезис Сократа противоречит

Очевидности. Ведь одно дело иметь знание о добре и зле, а другое - уметь или

Хотеть эти знанием пользоваться.

<P>Знание и действие не одно и то же, знание носит общий характер, действие же

Всегда частно. Знание того, что мужество - середина между двумя пороками, еще

Не дает, умения находить эту середину в жизни. Добродетели - не качества разума,

Делает вывод философ в полемике с мнением Сократа, они всего лишь сопряжены

С разумом. Главное в приобретении этических добродетелей характера не само знание,

А воспитание, привычка. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших

Привычек. Совершая храбрые поступки, человек привыкает быть мужественным, привыкая

Же трусить - трусом. Дело воспитателей и государства прививать добродетели.

Законодатели должны приучать граждан быть не только хорошими, но и храбрыми.

<P>Большую роль играет здесь пример. Нравственный человек - мера для других людей.

Психологически-этическая нравственность означает повиновение страстной части

Души практическому разуму. Добродетель - сама себе награда. Порочных людей одна

Часть души влечет в одну сторону, другая - в другую, в их душах постоянное возбуждение,

Их гнетет раскаяние. Нравственный человек всегда в гармонии с самим собой. Он

Не знает укоров совести.

<P>Практичность. Собственная добродетель практической части разумной души - практичность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: