Первичная сущность, которая, строго говоря, и не должна быть категорией, ибо




Категории - предикаты, а первая сущность - всегда субъект.

<P>Существует мнение, что различия между категориями, сам их состав Аристотель

вывел из грамматических различий. В самом деле:

<P>Сущность - сущсствительное (например, человек). <BR>

Количество - числительное (один, несколько). <BR>

Качество - прилагательпое (старый, малый). <BR>

Отношение - степени сравнения (раньше всех, выше других). <BR>

Место - наречие места (на улице, под горой). <BR>

Время - наречие времени (сегодня, позавчера). <BR>

Положение - нспереходный глагол (стоит, лежит). <BR>

Обладание - греческий перфскт страдательпого залога (разут). <BR>

Страдание - глагол страдательного залога (гонят, избивают).

<P>Впрочем, возможно, здесь натяжка. Ведь у Аристотеля различены лишь имя существительное

И глагол, о других частях речи он нигде не говорит. Кроме того, в категориях

Разделено то, что соединено грамматикой, и наоборот, качества и количества выражаются

Не только прилагательными и числительными, но и существительными, которые в

Этой категориально-грамматической таблице должны выражать только категорию сущности,

Точнее говоря то, что может быть подведено под категорию сущности.

<P>Силлогизм. Силлогизм - открытие Аристотеля. Он дал определение силлогизму и

Различил его виды, он определил работающие и не работающие виды силлогизмов

(модусы), устаногил три фигуры силлогизма. В "Первой аналитике", где как раз

и излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что "силлогизм есть

Речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто

отличное от положенного в силу того, что положенное есть" (Первая аналитика

I, 1, с. 120). Аристотелевский силлогизм состоит из трех суждений, два из них

- посылки, а третье - заключение (в индийском силлогизме пять суждений). Посылки

выражены у Аристотеля не так, как у нас, а в форме: "А присуще В" (у нас "В

есть А"), т. е. Аристотель ставит предикат суждения (сказуемое) на первое место.

Посылки связаны общим для них (средним) термином. В роли такового могут выступать

Предикат одной посылки и субъект другой, предикаты обеих посылок, субъекты обеих

Посылок. В зависимости от этого различаются фигуры силлогизма. Самая ценная

Из них в познавательном отношении - самая совершенная - первая. Там с логической

необходимостью из посылок следует заключение: "Если А сказывается о всяком В

и В сказывается о всяком С, то А с необходимостью сказывается о всяком С". Силлогизмы

Третьей и второй фигур несовершенны - необходимы дополнительные операции, дабы

Достичь логической необходимости следования. В первой фигуре (при утвердительных

Посылках) средний термин выражает причину: Все млекопитающие - теплокровные.

Лошади - млекопитающие. Лошади - теплокровные, т. е. лошади теплокровные, потому

Что они млекопитающие (средний термин). В других фигурах такой ясной онтологической

Картины нет, поэтому они несовершенны, искусственны. В понятии о совершенном

И несовершенном силлогизме мы еще раз видим онтологический характер аристотелевской

Логики.

<P>Итак, фигура силлогизма определяется местом среднего термина. Модусы определяются

Характером посылок, которые могут быть общеутвердительны и, общеотрицательными,

частноутвердительными и частноотрицательными. Перебрав все варианты, Аристотель

Установил, что вывод получается только в четырех случаях; это происходит лишь

Тогда, когда сочетаются общеутвердительная посылка с общеутвердительной, общеотрицательная

С общеутвердительной, общеутвердительная с частноутвердительной и общеотрицательная

С частноутвердительной, т. е. одна из посылок должна быть общей и одна - утвердительной.

Из двух частных посылок ничего не следует. Также ничего не следует из двух отрицательных

Посылок.

<P>Доказательство. Доказательство рассматривается во "Второй аналитике". Доказать

Что-либо - значит связать необходимой связью то, что связано в самой действительности.

Для этого надо, чтобы посылки были истинны и чтобы связь через средний термин

Была логически правильной. Для истины одной логической правильности мало. Требуется

Еще истинность посылок, в которых связь субъекта и предиката отражала бы связь,

Присущую самой действительности. При этом связь субъекта и предиката должна

Быть необходимой, т. е. выражать не случайные, а существенные связи.

<P>В этом контексте необходимо остановиться на том, как Аристотель понимал истину



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: