И ложь вообще. Он отнюдь не считал, что все истинно или тем более, что все ложно.




Одно истинно, а другое ложно. Истина и ложь не заключены в самой действительности,

они не онтологичны. "Истинное и ложное есть сочетание мыслей" (О душе III, 8)

Аристотель. Соч., т. 1, с. 449./.

<P>Применительно к суждению это означает, что истина и ложь есть сочетание элементов

мыслей, если под мыслью понимать суждение. В "Метафизике" Аристотель выдвинул

материалистическое определение истинности и ложности суждений: "Прав тот, кто

Считает разделенное - разделенным и соединенное - соединенным, а в заблуждении

тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам" (IX, 10,

С. 162). Истина в суждении - соответствие того, что соединено или разделено

В мысли, тому, что соединено и разделено в вещах. Ложь в том, что в мысли соединяется

То, что разделено, и разделяется то, что соединено. Если я говорю, что Иванов

- студент, тогда как Иванов еще ходит в детский сад, то я высказываю ложное

Суждение (это не значит, что я лгу, ибо ложность состоит в несоответствии мысли

Вещам, а ложь - в несоответствии слов мыслям). В ложных суждениях проявляется

Относительное небытие. Это его третий смысл.

<P>Если посылки истинны, а связь между ними формально правильная, то мы имеем

Научное доказательство (подразумевается, что связь в посылках необходимая, аподиктическая).

Доказательством служит лишь аподиктический силлогизм, исходящий из таких посылок.

Кроме того, силлогизм бывает диалектическийи и эристический.

<P>Термин "диалектика" Аристотель употребляет не в нашем смысле слова. Диалектика

У Аристотеля частично совпадает с логикой, ибо это доказательство, исходящее

Лишь из вероятностных, правдоподобных посылок. Название такого силлогизма связано

С тем, что Платон называл свою философи о диалектикой. Аристотель же отказывал

ей в научности, считая ее содержание лишь правдоподобным. Отсюда его перенос

термина "диалектика" лишь на вероятные умозаключения, дающие соответствующие

Выводы. В противоположность диалектике аподиктика дает строго научное, дедуктивное

Знание, с необходимостью вытекаищее из истинных посылок, следующих из высших

Принципов. Очень труден вопрос о происхождении последних. Эристические умозаключения

Мнимы, это софистические умозаключения, создаваемые в интересах спора.

<P>Индукция. Аристотель называл "эпагогэ" то, что на латинский язык было переведено

впоследствии как "индукцио". Он определил индукцию как "восхождение От единичного

к общему" (Топика I, 12, т. 2, с. Зб2).

<P>Не будем говорить здесь о логическом содержании индукции у Аристотеля. Как

Уже выше подчеркнуто, без нндукции у Аристотеля остается загадкой происхождение

Знания общего. Но имеется и ее логическая разгадка. В прошлой лекции мы привели

Слова В. И. Ленина о том, что у Аристотеля происходит скачок от общего в природе

К душе. Там же сказано, что он происходит благодаря активному разуму. Требуется,

Однако, понять это более конкретно.

<P>Как уже указано, разумно-созерцательная часть души (в отличие от рассудочно-практической,

О чем ниже) имеет две стороны: активную, соответствующую форме, и пассивную,

соответствующую материи (позднее эти части в латинском варианте стали обозначаться

Понятиями активного и пассивного интеллекта). Бог, мысля самого себя, является

Активным разумом, интеллектом. В человеке же отношение к самому себе опосредовано

Материальным миром, материализацией форм. Чтобы мыслить эти формы, активный

Разум нуждается в пассивном уме и в представлениях, которыми он обладает. Однако

Представления носят лишь частный характер, в них нет общего. Роль же активного

Разума состоит в том, что он обобщает, опираясь на пассивный. В этом процессе

Неполная индукция поднимается до полной (но лишь в том случае, если несколько

Или хотя бы лишь один пример соответствовал именно той форме бытия, которая

имеется в пассивном разуме). Логическое содержание неполной индукции у Аристотеля

Невелико, ибо он, принципиально противопоставив индукцию дедукции, затем пытался

Подтянуть индукцию до дедукции, показаз ее как частный случай третьеи фигуры

силлогизма. Но в плане философском, метафизическом неполная индукния очень важна,

Ибо именно она и объясняет тот скачок от общего в природе к общему в душе, который

Отметил В. И. Ленин.

<P>TEMA 72. НАУКОУЧЕНИЕ У АРИСТОТЕЛЯ

<P>Слова "наука" (от глагола "учить") у Аристотеля нет, хотя имеется его древнегречсский

аналог. Речь в его трудах идет о знании ("эпистеме") и о размышлении ("дианойа"),

а также о мудрости ("софиа"), которая заключает в себе оба эти момента. Но поскольку

одним из главных признаков мудрости является способность научать - "более мудрый

во всяком знании (эпистеме, которое переводчик А. В. Кубицкий трактует как "наука")

- человек...более способный научать" (Метаф. Ш, 2),- то аристотелевские "мудрость"

и "знание" можно считать эквивалентами нашего слова "наука". -

<P>&nbsp;Знание вообще и знание научное. Однако у Аристотеля не всякое знание

является научным, не всякое знание - "эпистеме". Чувственное знание у него принципиально



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: