здесь трудности "превосходно, отчетливо, ясно, материалистически (математика
и другие науки абстрагируют одну из сторон тела, явления, жизни)" 1 /Ленин В.
И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 330./. Но В. И. Ленин отмечает здесь, что Аристотель
"не выдерживпет последовательно этой точки зрения" 2 /Там же/. Это значит, что
Аристотель не распространяет объективный критерий классификации наук (науки
Различаются прежде всего их предметами) за пределы теоретических наук, а внутри
Самих теоретических наук действует еще ценностный критерий, так что первая фплософия
ценнее физики, ведь "наиболее ценное знание должно иметь своим предметом наиболее
ценный род сущего" (Метаф. VI, 1, с. 108). Сравнивая "первую философшо" с другими
науками, в том числе и теоретическими, Аристотель утверждает, что "все другие
науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной" (Метаф. I, 2, с.
Так что ценностный и утилитарный аспекты науки у него пришли в противоречие.
Для этого имелись социальные основания: Аристотель сравнивает философию со свободпым
человеком, а другие науки - с рабами: "Как свободным называем такого человека,
Который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно
свободная, ибо она существует ради самой себя" (Метаф. I, 2, с. 22). Перед нами
Пример давления идеологии на философио Аристотеля, пример того, как социальная
Действительность отразилась в таком, казалось бы, сугубо объективном деле, как
Классификация наук, получив в свою очередь свое высшее оправдание.
<P>Происхождение науки и философии. Все эти представления о науке и философии
|
сказались и в трактовке их генезиса. Сначала были изобретены "искусства", удовлетворяющие
Насущные потребности, затем потребности в удовольствиях, а лишь потом, когда
Появился досуг,- науки как способ наилучшего времяпрепровождения. Философия
Начинается с удивления и завершается открытием причин, снимающим состояние удивленпя.
Она возникает из мифологии, но, будучи наукой, испытывает влияние и других наук,
Ведь математика как искусство возникает ранее ее в Египте.
<P><A NAME="XXIX"></A>ЛЕКЦИЯ XXIX
<P>ТЕМА 73. ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ
<P>Практические науки - этику и тесно связанную с ней политику - философ отличал
От теоретических, созерцательных. Практические науки - это науки о деятельности,
о действовании ("праксис"), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным
За свои поступки человеком. Цель действоваиия - деятельность самого действующего
субъекта. Это "философия, касающаяся человека" (Ник. этика Х, 10, с. 206) 1
/Аристстотель. Этика. СПб., 1908, кн. Х, гл. 10, с. 206./.
<P>Практические науки надо отличать от творческих наук, направленных на производство
("пойэсис"), имеющих своей целью объект, который должен быть создан. Поэтому
Аристотель понимает практику по-своему, в гораздо более узком смысле, чем мы.
Практика в нашем понимании как раз и включает прежде всего производственную
Деятельность людей. На понимании Аристотелем практики сказалось античное рабовладельческое
Мировоззрение с его презрением к физическому труду. Ведь когда Аристотель говорит
|
О производстве (пойэсис), то он и тогда ограничивается исключительно искусством.
К материальному производству он равнодушен.
<P>Произвольное и непроизвольное. Поскольку практические науки имеют дело с этико-политической
Деятельностью людей, а это сфера свободного выбора, то Аристотель внимательно
рассматривает "произвольное" и "непроизвольное". Непроизвольно то, что совершается
По насилию или незнанию, когда принцип насильственного действия лежит вне действующего
лица. Произвольные действия - "те, принцип коих находится в самом действующем
Лице и которые совершаются, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо
действия, известны действующему лицу" (III, 2, с. 41). Аристотель утверждает,
что от человека зависит многое, если не все, ведь "в нашей власти быть нравственными
или порочными людьми" (III, 7, с. 47). Каково бы ни было насилие, смешно обвинить
Внешние условия, а не себя, совершая некоторые преступления, например убийство
Своих родителей.
<P>Нравственность - приобретенное качество души. Мысль о том, что человек делает
Себя сам, Аристотель развивает в своем учении о нравственности как приобретенном
качестве души. Согласно философу, "добродетель не дается нам от природы" (II,