Общее понятие об управлении финансами.




Общее понятие управления финансами пр6едставляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Как и любое управление, в качестве субъектов управления выступают финансовые службы предприятий, организаций, страховые органы, финансовые органы государства (налоговая инспекция и т.д.).

В качестве объектов финансового управления выступают все виды финансовых отношений, которые в соответствии со структурой финансовой системы можно подразделить на финансовые отношения предприятий, финансовые отношения страховых учреждений и государственные финансы.

Из определения объектов и субъектов видно, что финансы могут являться как объектами, так и субъектами финансового управления.

В процессе финансового управления выделяют несколько функциональных блоков:

­ Планирование;

­ Оперативное управление;

­ Контроль.

В процессе финансового планирования (в рыночных условиях планирование несет на себе функцию прогнозирования, а само планирование перестает носить жесткий характер) решаются следующие задачи:

1.Определение источника и объема финансовых ресурсов.

2.Распределение финансовых ресурсов.

3.Изучение и реализация возможностей увеличения доходов и сокращения расходов. Информационной базой служит финансовая информация, основанная на бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности. Критерий информации – оперативность и достоверность.

Оперативное управление – комплекс мер, направленных на текущую обработку и анализ оперативной информации с целью ликвидации «узких мест» путем маневрирования финансовыми ресурсами.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах финансового управления; является многоаспектным и всеохватывающим.

Основной продукт финансового управления – это финансовые планы. Финансовый план – это, как правило, баланс доходов и расходов хозяйствующих субъектов всех уровней. Финансовый план отражает движение денежных ресурсов в определенный период.

В зависимости от правовой формы и формы собственности финансовые планы подразделяются:

1.Коммерческие предприятия и организации – балансы доходов и расходов;

2.Некоммерческие предприятия – сметы;

3.Кооперативные общественные объединения, страховые компании – финансовые планы;

4.органы государственной власти – бюджеты разных уровней

Большое значение приобретают внутрифирменное планирование, где речь идет о разработке бизнес-плана. Финансовый бизнес-план включает в себя ряд таблиц и балансов (прогноз реализации, прогнозный баланс расходов и доходов, прогнозный баланс активов и пассивов и проч.). Некоторые предприятия разрабатывают графики достижения безубыточности.

Все виды финансовых планов в зависимости от их действия делятся на перспективные, текущие и оперативные.

Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды.

Текущий финансовый план – это задание на текущий год, который детализируется на более еоротеие периоды.

Оперативные планы – это кратковременные прогнозы поступления доходов и возможности поступления текущих платежей.

Основной вид – годовые планы (связаны с инфляцией).

Внутрифирменное планирование осуществляется на 3 года (как правило, в развитых странах):

ü Первый год – на год и детально по кварталам и месяцам;

ü Второй год – на год и по полугодиям и кварталам;

ü Третий год – общий прогнозный характер оценки.

 

 


11. Финансовый контроль и его развитие в условиях перехода к рынку. Методы финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех хозяйствующих субъектов с применением специальных методов.

Финансовый контроль включает

1. Контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.

2. Оценку эффективности финансово-хозяйственных операций, т.е. использование денежных средств.

3. Целевую направленность.

Финансовый контроль должен обеспечить интересы и права государства. Финансовые нарушения влекут за собой финансовые санкции и штрафы

Государственный финансовый контроль направлен на реализацию финансовой политики государства. Он прежде всего касается разработки, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а так же деятельности государственный предприятий и учреждений.

В негосударственной сфере экономики государство контролирует только лишь исполнение ею своих обязательств перед государством, а так же выполнение определенных нормативов, правил органинизации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.

Предприятия и организации подвергаются негосударственному финансовому контролю. Это контроль со стороны кредитных организаций, страховых компаний, аудиторскому контролю, со стороны общественности, акционеров и внутреннему контролю.

В условиях перехода к рынку

1. Сужается сфера государственного контроля и одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских, страховых и кредитных организаций.

2. Происходит движение контроля от последовательного к предварительному и текущему, т.е. на стадиях утверждения финансовых планов, бюджетов, внебюджетных фондов.

Специфика любого вида контроля как элемента финансового управления в его вторичности контроля может оказаться лишь то, что уже имеется независимо от контроля. Поэтому для его проведения необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность.

В области финансового контроля такими критериями финансовое законодательство и другие правовые нормы в области организации финансовой деятельности.

Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения показателей деятельности по сравнению с заданными.

В зависимости от субъектов финансового контроля выделяют государственный контроль, внутрихозяйственный, финансово-кредитных организаций, общественный и аудиторский.

Государственный контроль делится на ведомственный и общегосударственный контроль, который делится на контроль законодательных и исполнительных органов власти, президентский и органов местного самоуправления.

По времени проведения финансовый контроль:

ü Предварительный

ü Текущий

ü Последовательный

Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций. На макроуровне он касается, утверждения и исполнения бюджетов различных уровней. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и систем, кредитных и кассовых заявок, бизнес-планов, прогнозных балансов и т.д.

Текущий контроль проводится во время совершения финансовых операций: сделок, выдачи ссуд субсидий, уплаты налогов и т.д. основную роль в плане получения информаций играет бухгалтерская служба.

Последующий контроль основывается на результатах ревизий, анализа финансовых и бухгалтерских документаций и он служит для оценки финансовой деятельности экономических субъектов, для того чтобы сопоставить финансовые планы и прогнозы с результатами оценки эффективности финансовой деятельности, главным образом для сопоставления финансовых издержек с прогнозируемыми.

Методы финансового контроля:

1. Проверки – осуществляются периодически, касаются они отдельных сторон финансовой деятельности, проверяют отчётную документацию (финансовую и бухгалтерскую), расходные документы. По результатам проверок, как правило, назначаются меры для устранения выявленных нарушений и несоответствий.

2. Надзор – осуществляется контролируемыми органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Как правило, на предмет соблюдения или установленных правил и нормативов. Т.о. осуществляется надзор центрального банка за страховыми компаниями (как банк соблюдает установленные нормативы). Не соблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов влечёт за собой санкции, штрафы и отзыв лицензии.

3. Анализ финансовой деятельности – предполагает длительное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчётности с целью общей оценки резервов финансовой деятельности и оценки финансового состояния хозяйственного субъекта. Финансовый контроль имеет и др. методы.

4. Ревизия – полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии бывают:

- полные или частичные

- плановые или внеплановые

- документальные или фактические.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: