Общее понятие управления финансами пр6едставляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.
Как и любое управление, в качестве субъектов управления выступают финансовые службы предприятий, организаций, страховые органы, финансовые органы государства (налоговая инспекция и т.д.).
В качестве объектов финансового управления выступают все виды финансовых отношений, которые в соответствии со структурой финансовой системы можно подразделить на финансовые отношения предприятий, финансовые отношения страховых учреждений и государственные финансы.
Из определения объектов и субъектов видно, что финансы могут являться как объектами, так и субъектами финансового управления.
В процессе финансового управления выделяют несколько функциональных блоков:
Планирование;
Оперативное управление;
Контроль.
В процессе финансового планирования (в рыночных условиях планирование несет на себе функцию прогнозирования, а само планирование перестает носить жесткий характер) решаются следующие задачи:
1.Определение источника и объема финансовых ресурсов.
2.Распределение финансовых ресурсов.
3.Изучение и реализация возможностей увеличения доходов и сокращения расходов. Информационной базой служит финансовая информация, основанная на бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности. Критерий информации – оперативность и достоверность.
Оперативное управление – комплекс мер, направленных на текущую обработку и анализ оперативной информации с целью ликвидации «узких мест» путем маневрирования финансовыми ресурсами.
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах финансового управления; является многоаспектным и всеохватывающим.
|
Основной продукт финансового управления – это финансовые планы. Финансовый план – это, как правило, баланс доходов и расходов хозяйствующих субъектов всех уровней. Финансовый план отражает движение денежных ресурсов в определенный период.
В зависимости от правовой формы и формы собственности финансовые планы подразделяются:
1.Коммерческие предприятия и организации – балансы доходов и расходов;
2.Некоммерческие предприятия – сметы;
3.Кооперативные общественные объединения, страховые компании – финансовые планы;
4.органы государственной власти – бюджеты разных уровней
Большое значение приобретают внутрифирменное планирование, где речь идет о разработке бизнес-плана. Финансовый бизнес-план включает в себя ряд таблиц и балансов (прогноз реализации, прогнозный баланс расходов и доходов, прогнозный баланс активов и пассивов и проч.). Некоторые предприятия разрабатывают графики достижения безубыточности.
Все виды финансовых планов в зависимости от их действия делятся на перспективные, текущие и оперативные.
Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды.
Текущий финансовый план – это задание на текущий год, который детализируется на более еоротеие периоды.
Оперативные планы – это кратковременные прогнозы поступления доходов и возможности поступления текущих платежей.
Основной вид – годовые планы (связаны с инфляцией).
Внутрифирменное планирование осуществляется на 3 года (как правило, в развитых странах):
|
ü Первый год – на год и детально по кварталам и месяцам;
ü Второй год – на год и по полугодиям и кварталам;
ü Третий год – общий прогнозный характер оценки.
11. Финансовый контроль и его развитие в условиях перехода к рынку. Методы финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех хозяйствующих субъектов с применением специальных методов.
Финансовый контроль включает
1. Контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.
2. Оценку эффективности финансово-хозяйственных операций, т.е. использование денежных средств.
3. Целевую направленность.
Финансовый контроль должен обеспечить интересы и права государства. Финансовые нарушения влекут за собой финансовые санкции и штрафы
Государственный финансовый контроль направлен на реализацию финансовой политики государства. Он прежде всего касается разработки, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а так же деятельности государственный предприятий и учреждений.
В негосударственной сфере экономики государство контролирует только лишь исполнение ею своих обязательств перед государством, а так же выполнение определенных нормативов, правил органинизации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.
Предприятия и организации подвергаются негосударственному финансовому контролю. Это контроль со стороны кредитных организаций, страховых компаний, аудиторскому контролю, со стороны общественности, акционеров и внутреннему контролю.
|
В условиях перехода к рынку
1. Сужается сфера государственного контроля и одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских, страховых и кредитных организаций.
2. Происходит движение контроля от последовательного к предварительному и текущему, т.е. на стадиях утверждения финансовых планов, бюджетов, внебюджетных фондов.
Специфика любого вида контроля как элемента финансового управления в его вторичности контроля может оказаться лишь то, что уже имеется независимо от контроля. Поэтому для его проведения необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность.
В области финансового контроля такими критериями финансовое законодательство и другие правовые нормы в области организации финансовой деятельности.
Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения показателей деятельности по сравнению с заданными.
В зависимости от субъектов финансового контроля выделяют государственный контроль, внутрихозяйственный, финансово-кредитных организаций, общественный и аудиторский.
Государственный контроль делится на ведомственный и общегосударственный контроль, который делится на контроль законодательных и исполнительных органов власти, президентский и органов местного самоуправления.
По времени проведения финансовый контроль:
ü Предварительный
ü Текущий
ü Последовательный
Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций. На макроуровне он касается, утверждения и исполнения бюджетов различных уровней. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и систем, кредитных и кассовых заявок, бизнес-планов, прогнозных балансов и т.д.
Текущий контроль проводится во время совершения финансовых операций: сделок, выдачи ссуд субсидий, уплаты налогов и т.д. основную роль в плане получения информаций играет бухгалтерская служба.
Последующий контроль основывается на результатах ревизий, анализа финансовых и бухгалтерских документаций и он служит для оценки финансовой деятельности экономических субъектов, для того чтобы сопоставить финансовые планы и прогнозы с результатами оценки эффективности финансовой деятельности, главным образом для сопоставления финансовых издержек с прогнозируемыми.
Методы финансового контроля:
1. Проверки – осуществляются периодически, касаются они отдельных сторон финансовой деятельности, проверяют отчётную документацию (финансовую и бухгалтерскую), расходные документы. По результатам проверок, как правило, назначаются меры для устранения выявленных нарушений и несоответствий.
2. Надзор – осуществляется контролируемыми органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Как правило, на предмет соблюдения или установленных правил и нормативов. Т.о. осуществляется надзор центрального банка за страховыми компаниями (как банк соблюдает установленные нормативы). Не соблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов влечёт за собой санкции, штрафы и отзыв лицензии.
3. Анализ финансовой деятельности – предполагает длительное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчётности с целью общей оценки резервов финансовой деятельности и оценки финансового состояния хозяйственного субъекта. Финансовый контроль имеет и др. методы.
4. Ревизия – полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии бывают:
- полные или частичные
- плановые или внеплановые
- документальные или фактические.