Функции финансов.
Сущность финансов полнее всего раскрываются через их функции:
1. Аккумуляция денежных средств и создание денежных фондов.
2. Распределение и использование денежных средств. Распределение НД заключается в формировании первичных (основных) доходов, к которым относятся доходы занятых в материальном производстве: прибыль и зарплата. Далее НД подвергается перераспределению, и формируются вторичные производственные доходы в отраслях непроизводственной сферы. Распределение отхватывает собой все уровни и звенья народного хозяйства, т.е. федеративный, региональный, местный уровни по территориям; внутри отраслей; между отраслями - производственными и непроизводственными и т.д. (Мы финансируемся из федерального бюджета)
3. Воспроизводственная функция. Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом. При этом они активно воздействуют на все его стадии, прежде всего, на предприятии с помощью формирования фондов на реновацию (полное восстановление), обеспечивается восстановление (возмещение) стоимости расходных средств производства, образуются доходы в различных формах. Этим обеспечивается воспроизводство на микроуровне. На макроуровне в зависимости от типа экономической системы государство в той или иной степени регулирует воспроизводство в целом народного хозяйства. Если в командной экономике государство через бюджеты всех уровней финансирует все воспроизводственные процессы на любом уровне, то в рыночной экономике воспроизводство в основном осуществляется на саморегулируемой основе, и лишь частично через разработку целевых государственных программ государство пытается реализовать какие-то свои приоритеты. При чем в целевых программах роль прямого бюджетного финансирования не велика по сравнению с косвенными экономическими мерами воздействия.
|
4. Контрольная функция. Финансы, связанные с движением стоимости общего продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отображать производственный процесс в целом и различные его фазы (финансы являются удобным инструментом). Следовательно, финансы способны постоянно «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе воспроизводственного процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, других видов поступления в бюджеты, за соблюдением пропорций, за определение налоговой базы, за использованием льгот, сроками поступлений и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность использования средств и их целевая направленность.
5. Регулирующая функция. Государство через финансовые рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины, формы расчета через налоги и т.д.) воздействует на деятельность предприятий и отраслей в стимулирующем или в запретительном отношениях.
Объективные предпосылки и возможности использования финансов в воспроизводственном процессе.
Финансы представляют собой особую категорию, и в этом смысле они присутствуют в любой экономике, в любом государстве. Но хотя финансы и объективны, в них присутствует и субъективный элемент. Строят финансовые отношения люди. В этом как раз и заложена возможность использования финансов в процессах экономического развития. От научной объективности, от искусства наших законодателей, финансистов зависит на сколько финансы будут соответствовать интересам всех хозяйствующих субъектов общества (государство, предприятия, организации, домохозяйства).
|
Как экономический субъект хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное воспроизводство. Количественное влияние характеризуется масштабами и пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние – воздействием финансов на материальные интересы участников рыночных воспроизводственных процессов. Это происходит через формы организации финансовых отношений (направленность налогообложения на собственность, а не на деятельность).
В условиях командной экономике государство практически не использует количественные и качественные методы воздействия на процессы воспроизводства, т.к. финансовые ресурсы, полностью изымались государством и не распределялись в соотношении с государственными планами. А централизованное распределение и прямое бюджетное финансирование развивало мошенничество и безответственность в использовании финансовых ресурсов.
В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве выделяют три основных направления финансового воздействия на процессы общего развития:
1. Финансовое обеспечение потребителей расширенного воспроизводства.
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
|
3. Финансовое стимулирование и повышение эффективности производства.
Все эти направления могут быть успешно реализованы при условии покрытия производственных затрат финансовыми ресурсами.
2.Метод страхования – финансовые резервы создаются специальными страховыми организациями.
3.Бюджетный метод государственного страхования – часть финансовых резервов создается в форме бюджетных страховых фондов.
Наиболее целесообразным и экономически выгодным является образование резервов 2 м 3 способами, т.к. при этом достигается более высокая оборотность резервируемых средств (т.к. самострахование – это создание собственных резервных фондов – а это «мертвый груз»).
Финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы аккумулируются субъектами хозяйствования и государством. Это основной денежный источник расширенного воспроизводства.
В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы валютного национально производства ВНП, но основным источником является национальный доход и главным образом та его часть, которая представлена ЧД, т.е. без затраты на предприятии ЧД, - это прибыль.
Финансовые ресурсы формируются фактически за счет части национального богатства, вовлеченного в хозяйственный оборот, переходящих остатков бюджетных средств, обращенных на покрытие затрат текущего года, резервных фондов охранных организаций, средства от продажи части золотовалютных запасов страны, выручки от реализации имущества (государственного и муниципального), средства от приватизации и т.д.
Существенным источником финансовых ресурсов являются доходы от внешнеэкономической деятельности и нашей собственности зарубежном.
Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства – это кредиты банков, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, облигаций и т.д.
Основой финансовых ресурсов является прибыль, различные виды налогов, амортизационные отчисления, страховые фонды и т.д.
Финансовые ресурсы прежде всего нужны субъектам хозяйствования, у них формируется децентрализованные финансовые ресурсы. Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, на финансирование научно-технологических разработок, на социальную сферу, экологические предприятия и т.д.
Децентрализованные финансовые ресурсы обеспечивают процесс воспроизводства на микроуровне. Потребности воспроизводства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их испытания являются бюджетные и внебюджетные фонды. Средства этих фондов направляются на управление, оборону, на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия и т.д.
Всю историю командной экономики состояние финансовых ресурсов в стране отличалось крайнем дефицитом. Это явилось следствием незаинтересованности хозяйственных субъектов в их наращивании.
Основной путь решения проблеме дефицита финансовых ресурсов в настоящее время видится на пути перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Переход на эти механизмы позволяет в корне изменить подходы к изысканию, образованию и направлениям использования денежных средств. Становится возможным увеличивать резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использование ускоренной амортизации, снижение издержек.
Осуществление финансового ресурсного воспроизводственного процесса может осуществляться в трех формах:
1. Самофинансирование – оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования.
2. Кредитование – этот способ финансового обеспечения, при котором расходы субъектов покрывается за счет кредита в банке или привлекаемых средств с помощью выпуска ценных бумаг.
3. Государственное финансирование – оно производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
Для рынка характерны первые два способа, а третий способ используется, как правило, на тех предприятиях, которые работают в рамках целевых программ, или на государственных предприятиях.
С целью обеспечения непрерывности общественного воспроизводства большое значение имеют создаваемые каждым субъектом хозяйствования и государством различные уровни бюджетной системы, резервные страховые фонды.
Финансовые резервы так же создаются в трех формах:
1.Метод самострахования – собственные резервы создаются за счет собственных финансовых резервов.