Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении объема кредитования, уровня процентной ставки и других показателей финансово-кредитной деятельности на рынке получила название денежно-кредитной политики.
Методы принято делить на:
1. Экономические и административные;
2. Общие и селективные.
К экономическим относятся методы, воздействующие на материальные интересы хозяйствующих субъектов.
Административные методы заключаются в прямых указаниях, обязательных для исполнения всеми субъектами.
Общие методы влияют на финансовый рынок в целом, а селективные предназначены только для регулирования конкретных видов кредита или на кредитования отдельных отраслей.
К общим методам относятся:
1. Учтенная (дисконтная) политика;
2. Операции на открытом рынке;
3. Управление нормативами обязательных банковских резервов;
4. Установление нормативов.
1 Метод – изменение учётной ставки рефинансирования. Учётная ставка – процент, который удерживает ЦБ при переучёте (покупке) коммерческих векселей у коммерческих банков.
Схема переучётной операции.
|
| |||||
| ||||||
|
Процент, учитываемый ЦБ – дисконт. Учётная ставка – отношение удерживаемого процента (дисконта) к валюте векселя. В практике регулирования (работы ЦБ) используются 2 ставки
1.Ставка по редисконтированию (при учёте векселей)
2.Ставка по рефинансированию (ставка, под которую ЦБ сужает деньгами коммерческие банки)
Учётная ставка влияет на финансовый рынок следующим образом: при её повышении увеличивается % за кредит, который коммерческие банки выдают своим клиентам и поскольку кредит становится дороже, спрос на него уменьшается и следовательно количество денег в обращении уменьшается. В настоящее время ставка рефинансирования – 12% годовых.
|
2 метод – операции на открытом рынке – покупка и продажа ценных бумаг по заранее обусловленному курсу. Если ЦБ преследует цель уменьшить количество денег в обращении (рестрикционная политика), то в этом случае он будет продавать ц.б. по цене, несколько ниже рыночной, чтобы заинтересовать коммерческие банки в приобретении ценных бумаг. Это приведёт к снижению банковской ликвидности. Банковская ликвидность – отношение кассовых остатков коммерческих банков к объёму банковских депозитов, то есть к сумме долга банка.
Если ЦБ хочет увеличить денежную массу (экспонсионистская политика), то он будет скупать государственные ценные бумаги по курсу несколько выше рыночного и тем самым увеличивать банковскую ликвидность и следовательно, возможность по кредитованию юридических лиц и населения.
3 метод – управление банковскими резервами. Обязательные банковские резервы – вклады коммерческих барков, экономические нормативы, вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательно в определённом отношении к баковским обязательствам, то есть вкладам клиентов. Обязательные резервы имеют двойное назначение:
1 они должны обеспечивать определёный постояный уровень ликвидности коммерческого банка.
2 они являются инструментами ЦБ по регулированию уровня денежной массы.
|
При проведении рестрикционной политики норматвы банковких резервов увеличиваются. При проведении экспансионистской политики – уменьшаются.
ЦБ контролирует деятельность коммерческтих банков при помощи экономических нормативов (14). Первые 2 – достаточности капитала, норматив банковской ликвидности. 12 регулируют риски отдельных банковских операций, собственный и уставной капитал банка, фонды, образуемые в соответствии с уставом.
К административным методам относятся лицензирование, предоставление отчётности, введение временного управления и отзыв лицензии.
Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный Фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации. Средства Пенсионного Фонда формируются по Положению о Пенсионном Фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов:
- страховых взносов работающих;
- страховых взносов работодателей;
- ассигнований из федерального бюджета России.
Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юридических лиц, а также брать кредиты в банках – Центральном и коммерческих. На сегодня важной статьей доходов Пенсионного Фонда являются страховые взносы населения.
Плательщиками страховых взносов являются:
- работающие граждане;
- российские и иностранные компании как работодатели;
- предприниматели без образования юридического лица;
- граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);
|
- фермерские хозяйства;
- общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- религиозные объединения.
Плательщиками не являются:
- общественные организации инвалидов; объединения, предприятия, учреждения, созданные такими организациями для осуществления своих уставных целей;
- частично – благотворительные организации;
- воинские формирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции).
Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в Пенсионном фонде. Для этого, в частности, была введена процедура индивидуального персонифицированного учета населения, т.е. выдачи обязательного индивидуального “Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования” налогоплательщика, в котором указывается регистрационный номер, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также пол застрахованного лица.
Средства, поступившие на счета Пенсионного фонда РФ, используются на выплаты:
- государственных пенсий по старости и инвалидности;
- пенсий военным;
- компенсаций пенсионерам.
Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов, отчеты об их исполнении составляются Правлением Пенсионного фонда. Бюджет утверждается законодательным органом – Федеральным Собранием Российской Федерации.
Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий исполнительный орган – Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения во всех субъектах Российской Федерации. На местах, т.е. в городах, районах, функционируют местные отделения Фонда. Отделения обеспечивают всю организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, программ социального обеспечения (региональных). Они отвечают и за контроль за расходованием выделенных средств.