СУТЬ КОУЧИНГА: В ЧЕМ ОНА?. Коучинг/тренинг,




СУТЬ КОУЧИНГА: В ЧЕМ ОНА?

Обилие определений - одна из проблем, связанных с коучин­гом. Чтобы наглядно продемонстрировать ситуацию, предста­вим себе континуум, на двух концах которого располагаются два подхода - на одном конце директивный, а на другом - недирек­тивный.

При директивном коучинге человеком руководит коуч, указывая, как выполнить ту или иную задачу, совершить продажу и т. д., в то время как в случае недирективного коучинга обучающийся в большей мере ответственен за определение направлений своего развития.

Коучинг/тренинг,


Директивный Недирективный

Ориентированный на задачу Менторинг Коучинг


ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ

ДИРЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ

Коучинг на «директивном» конце континуума по своему стилю очень близок к тренингу. «Коуч» (в данном случае, скорее, тренер или учитель) ведет процесс обучения, передавая знания и информа­цию. Он может работать индивидуально или с группой. При этом от самого учащегося мало что зависит. Не он определяет, что и как ему учить. Решив, что тот или иной человек нуждается в «коучинге» при выполнении какой-нибудь определенной задачи или приобре­тении навыка, руководитель зачастую для начала проводит общий обзор всей работы, а потом разделяет ее на части. Он последова­тельно, в логическом порядке излагает каждый этап выполнения задачи, иногда лично демонстрируя, как это делать. Затем обуча­ющийся под наблюдением руководителя предпринимает самосто­ятельную попытку решить данную задачу. Руководитель обеспе­чивает обратную связь, поощряя обучающегося за хорошее выпол­нение задачи, и предлагает различные пути для достижения наи­лучшего конечного результата.

Такой вид вмешательства со стороны руководителя играет важ­ную роль в бизнесе; однако называть это коучингом было бы, мягко говоря, умалением огромной ценности последнего.




СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ

НЕДИРЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ

Тим Голуэй хорошо известен и в мире спорта, и в мире бизнеса как превосходный коуч. В своей книге The Inner Game of Work (Внутренняя игра в работу) он описывает эпизод из своей карьеры, когда ему стало ясно, в чем заключается суть обучения и перемен и что надо сделать, чтобы эти процессы были максимально эффективными. По его словам: «Я пытался изменить манеру подачи мяча одного человека, обучавшегося теннису... В какой-то момент я перестал это делать. Я понял, что надо менять подход. Мне стало ясно, что этот парень вел какой-то внутренний диалог с самим собой, совершенно непохожий на беседу со мной». Тим пришел к выводу, что его советы становились частью внутреннего голоса ученика и вместо того, чтобы помогать, не давали проявиться его природным способностям.

Этот пример наглядно демонстрирует разницу между директивным тренингом и недирективным коучингом. Из него видно, что подсказки часто производят обратный эффект. Когда мы учимся доверять себе — вместо того, чтобы отвлекаться на всевозможные «надо» и «должен» и пытаться «превозмочь усердием» — результат естественным образом улучшается. В основе такой техники коучинга лежит предположение, что клиент обладает необходимыми внутренними ресурсами, но нуждается в помощи, чтобы выявить и уверенно использовать их. Еще одно преимуще­ство недирективного подхода состоит в том, что поскольку клиент сам контролирует процесс своего обучения, то он, скорее всего, будет стараться довести его до конца. В этой книге упор делается именно на такое понимание коучинга.


ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ

Существует ряд методов обучения - иногда тоже именуемых «ко­учингом» - которые на самом деле являются чем-то средним меж­ду директивным и недирективным коучингом.

Менторинг

Менторинг часто путают с коучингом, ибо в бизнесе они идут рука об руку. Достаточно широко распространена практика, когда вновь принятым и прошедшим курсы тренинга работникам назначают ментора, а в некоторых компаниях даже имеются официальные менторские структуры. Как правило, ментор (наставник) применя­ет некую смесь директивного (советуя и руководя) и недирективного (стимулируя клиента искать и находить решения задач посред­ством специальных вопросов) коучинга. Слово «менторинг» восхо­дит к греческой мифологии, где говорится, что Одиссей доверил своему другу Ментору свой дом и воспитание своего сына. Он про­сил друга передать сыну все свои знания. Отсюда происходит обыч­ное понимание менторинга как передачи опыта и знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: