Общая активация поведения. «Просыпалки»




Каждое упражнение данного блока выполняется 5 раз. Конечно, нет нужды выполнять их все сразу. Разделите весь блок на две части так, чтобы в каждой присутствовали все типы упражнений (дыхательные, для плеч и пальцев, массажные и т.п.). И выполняйте каждую часть в течение определенного периода: например, две недели (или месяц) первую часть, две недели – вторую.Затем опять вернитесь к первой части и т.д. Конечно, те упражнения, которые вызывают затруднения, имеет смысл выполнять до тех пор, пока они не будут освоены полноценно. К концу занятий вы закрепите в памяти детей небольшую зарядку, которую они с успехом будут применять при надобности.

1. «Дыхание». Дыхательные упражнения лучше начинать с выдоха,после чего,выдержав естественную паузу, сделать приятный, глубокий, без напряжения, вдох. При этом важно, чтобы все тело, кроме диафрагмы и живота, было неподвижным, а в положении сидя или стоя – не нагибаться вперед.

Эффективность упражнений выше при использовании образного представления и воображения. Например,предложите ребенку представить,что у него в животенаходится желтый или оранжевый теплый шарик (соответственно надувающийся на вдохе и сдувающийся на выдохе).

Универсальным приемом является обучение четырехфазному дыханию, содержащему равные по времени этапы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждый из них может составлять 2–3 секунды с постепенным увеличениемдо 5 секунд.

- Исходное положение (ИП) – стоя. Сделать полный выдох и сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Набирать воздух медленно (5 cекунд). На 5 секунд задержать воздух, затем начать выдох (5 сек.) через рот; в конце выдоха опять задержать дыхание на 5 секунд. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков. Следить, чтобы «шарик» в животе правильно надувался и сдувался: можно руки положить на живот.

Постепенно можно научить ребенка и вдох, и выдох делать носом, с закрытым ртом: впоследствии «на людях» этот навык ему очень понадобится.

- ИП – сидя или стоя. После выдоха начать дыхание через нос. Выдержав паузу, постепенно, плавно выдыхать через узкое отверстие, образованное губами. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения, расслабившись, медленно покачать головой вправо – влево, вперед – назад, по кругу.

Постепенно предложите вокализировать на выдохе, «пропевая» отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания («з» переходит в «с», «о» в «у», «ш» в «щ», «ша, шу, ши»; «х» в «хи, ха, хоу» и т.п.).

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

- ИП – то же. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованный губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться

по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д.

2. «Росток». ИП–на корточках;голову нагнуть к коленям,обхватив их руками. «Представь,что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду «помогать» тебе расти». Называется часть тела, которая активизируется при абсолютной пассивности других. «Один» – медленно выпрямляются ноги; «два» – ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят как «тряпочки»; «три» – осторожно выпрямляется позвоночник; «четыре» – выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» – руки поднимаются вверх, смотрим на солнышко, тянемся к нему. Усложняя, можно увеличивать продолжительность «роста» до 10–20 этапов.

3. «Дракон». Ребенок изображает дракона,облетающего дозором свои владения:ногина ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает медленно «размешивать» хвостом море.

4. «Моряки». ИП–стоя,ноги на ширине плеч;руки сцеплены в замок за спиной.Представим, что плывем на корабле. Но поднимается сильный ветер, и корабль начинает качать. Надо удержать равновесие:

а) перенося вес с одной ноги на другую:одна нога при этом напряжена,другаярасслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола;

б) перекатываясь с носка на пятку и обратно(движения однонаправленные иразнонаправленные).

5. «Наклоны». ИП–стоя,ноги на ширине плеч,прямые руки разведены в стороны науровне плеч ладонями вниз. По команде взрослого медленно наклониться вправо и коснуться пальцев правой ноги левой рукой. Постоять в этой позе 5 секунд и вернуться в ИП. Затем по команде взрослого медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Вернуться в ИП.

6. Махи ногами. ИП–стоя,руки свободно свисают вдоль туловища.На счет«раз»ребенок делает мах ногой вперед, на счет «два» – назад. Упражнение выполняется сначала левой,затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стулаили стенку.

7. «Двигательный репертуар». Каждый ребенок свободно двигается по комнате,самыми разнообразными способами и с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее, плавно, рывками и т.п. В процессе попросите его вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, сильный ветер в спину и т.п.

8. «Силач». ИП – стоя. Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

9. «Свободные плечи». ИП–стоя,руки свободно опущены.Вращать плечамивперед и назад (попеременно каждым плечом и обоими плечами вместе; в одном и в разных направлениях). Изобразить так же, как «плечики прыгают».

10. «Ручки дружат». ИП–стоя,ладони сложены вместе и подняты на уровень груди так, чтобы предплечья были параллельны полу, а локти разведены в стороны. Прижать как можно сильнее ладони друг к другу, удерживая положение в течение нескольких секунд, затем расслабить руки и отдыхать в течение того же интервала времени. На II и III этапе выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

11. «Ручки спорят». ИП –то же.Сцепить пальчики любым образом(как«крючками»или переплетя их). Тянуть руки в этом положении в разные стороны, не давая пальчикам «разорваться». Удерживать это положение в течение нескольких секунд, затем расслабить руки, отдыхая в течение того же интервала времени. На II и III этапе выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

12. «Сова». ИП–стоя.Поднять вверх правое плечо и медленно повернуть головувправо, одновременно делая глубокий вдох. Вернуться в ИП. То же с левым плечом и поворотом головы влево.

13. «Свободная шея». Покачивать головой как«китайский болванчик»;вращатьголовой при максимально расслабленной шее. Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, растирающими, спиралевидными движениями.

14. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки,как будто вы пытаетесьстряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук. Активно покатать в руках орех, массажный мячик-ежик, шишку и т.п.

15. «Крылья птицы». ИП–стоя или сидя,спина прямая.Взмахивать руками каккрыльями, изобразить парящую птицу, почувствовав напряжение мышц плечевого пояса. Обязательно надо спросить у ребенка: «Какую птицу ты изображаешь?»

16. «Пальчиковая гимнастика». Сыграть«в ладушки »пальцами:подушечкабольшого пальца несколько раз похлопывает по подушечке указательного, затем среднего и т.д. Изобразить на столе «игру гамм на пианино ». Раздвинуть указательный и средний пальцы и изобразить ими «ножницы ». Все упражнения выполняются в одну и другую сторону левой, затем правой рукой, затем обеими руками вместе (однонаправленно и разнонаправленно).

17. «Замочки»:

а) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо,то же с правой рукой;

б) сложить руки в«замок»и тянуть их:вверх–вниз,в стороны;прогнуться назад ипотянуться руками вверх; руки за спиной в замке, тянуть руки вверх;

в) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны,то же–поодной паре пальцев.

18. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы–маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой). Выполнить это упражнение сначала каждой рукой отдельно, а потом обеими руками вместе. Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом от него, при двуручном выполнении – друг к другу. В последнем случае сначала одновременно прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем – разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

19. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левоговиска к правой части затылка и обратно. Затем – левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии!); в такой позе дети интенсивно массируют голову ото лба к шее и обратно.

20. «Ушки». Все выполняется очень интенсивно в течение одного сеанса.

а) растирать ребром ладони область перед ушной раковиной;

б) расставить указательный и средний палец на обеих руках;расположить руки уоснования ушей и растирать зоны перед и за ушами;

в) растирать уши ладонями,как будто уши замерзли;

г) разминать большими и указательными пальцами ушные раковины сверху вниз иснизу вверх.

21. 21.  «Энергия мозга». Весьма эффективный метод универсальной активизациикровоснабжения мозга и, опосредованно, многих систем организма: зрения, ЖКТ, носоглотки и т.д. Каждое упражнение выполняется 10–16 раз, желательно 2–3 раза в день; последний раз не позже 18–19 часов.

Массировать активные точки:

а) в центре лба;

б) между бровями;

в) посередине лба прямо над зрачками,на таком же расстоянии прямо подзрачками;

г) у внутренних и внешних окончаний бровей;

д) рядом с внутренними и внешними уголками глаз;

е) у основания крыльев носа;

ж) в углублении между нижней губой и подбородком.

Массируются «волшебные точки» интенсивными вращательными движениями (10–16 раз в одну сторону, затем – в противоположную). Если вы обнаружили у ребенка болезненную зону, возвращайтесь к ней несколько раз в день.

22. «Веселые носики». Потереть области возле крыльев носа пальцами,затемладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. Проделать 3–5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами обеих рук по крыльям носа.

23. «Растиралки ». Растереть кулачком круговыми движениями всю вертикаль по средней линии (сначала вверх, потом вниз): от солнечного сплетения до ключиц и обратно. Затем активно помассировать подключичные ямки.

24. «Постучалки». Прохлопать ладонью(или кулачком)всю область грудной клеткиот грудины до плеч. Сначала правой рукой – по левой стороне, затем левой рукой – по правой стороне.

На II и III м этапе дополнить это упражнение еще двумя:

а) прохлопать быстро грудную клетку обеими руками одновременно:правая рука–правую сторону, левая – левую;

б) прохлопать так,чтобы эти быстрые хлопки были не одновременными,апоочередными – то правой рукой, то левой, как барабанная дробь. Когда дети освоят данное упражнение, можно предложить им какой-то простой ритм.

25. 25.«Гримасы». Покусывание и«почесывание»губ зубами;языка зубами от самогокончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и «гримасничание» всем лицом в различных вариациях.

26. «Погогочем – похохочем». ИП–стоя,руки на поясе.Произносить как можнобыстрее различные слоги с «гортанными» согласными (к, г, х): «Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко», «Ку-ку», «Га-га-га», «Ге-ге-ге», «Ха-ха-ха», «Хи-хи-хи», «Хо-хо-хо» и т.п.

На I этапе дети повторяют несколько раз по два-три одинаковых слога, на II и III – по 4–6 слогов со сменой гласного и /или согласного. Например, на I этапе: «Ку-ку», «Ге-ге-ге», «Хи-хи-хи», «Хе-хе-хе» и т.д.; на II этапе: «Га-га – ку-ку», «Хи-хи – ха-ха - хо-хо», «Ге-ге-ге – ко-ко-ко» и т.д.; на III этапе: «Го – ги- га», «Хо-хе-ха», «Ку-гу», «Ге-хе», «Го-ко-ха» и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: